I.Часть Основные характеристики Программы ТЕМПУС
Основные характеристики TEMPUS IV Основные характеристики TEMPUS IV Задачи: Поддержка модернизации Высшего образования в странах партнерах, включая Центральную Азию. Установление сотрудничества между Европейским Союзом (ЕС) и странами партнерами. Поддержка добровольной гармонизации с достижениями ЕС в области высшего образования.
Основные характеристики (II) Основные характеристики (II) Подход: Институциональное сотрудничество. Программа с подходом «снизу-вверх» реализуется в основном через конкурсы проектных предложений, направленные на реформирование в ВУЗах или\и системах высшего образования Сильное вовлечение национальных органов власти Сильный акцент на распространение, устойчивость и жизнеспособность результатов Взаимодополняемость с ЕС программами по мобильности ( напр. Erasmus Mundus)
Основные характеристики (III) Основные характеристики (III) Поддержка на местах: Национальные контактные лица (NCPs) в странах - членах ЕС Национальные ТЕМПУС Офисы (NTOs) в странах-партнерах (СП)
3 вида действий 3 вида действий Совместные проекты: реализуются на институциональном уровне для реформирования образовательных программ, совершенствования управления вузами, формирования взаимодействия с обществом Структурные мероприятия: реализуются на национальном уровне в интересах развития и реформирования структур и систем высшего образования в странах-партнерах Сопутствующие мероприятия: деятельность по распространению и информационная поддержка (конференции, исследования, обмен примерами успешной практики) - Реализуются Национальными контактными пунктами и Национальными офисами
РАЗМЕР ГРАНТА = от до РАЗМЕР ГРАНТА = от до Для Совместных проектов и Структурных Мероприятий. Минимальный размер грантов для национальных проектов из Монтенегро и Косово : 300,000. Минимальный размер для со - финансирования: 10% Длительность проекта = 24 или 36 месяцев Длительность проекта = 24 или 36 месяцев
ПРИЕМЛЕМЫЕ ПАРТНЕРСТВА ПРИЕМЛЕМЫЕ ПАРТНЕРСТВА Национальные проекты: (нацеленные только на одну страну- партнера) Мульти-страновые проекты: (нацелены на более чем одну страну-партнер) Как минимум 6 ВУЗовКак минимум 7 ВУЗов 3 ВУЗа из страны партнераПо 2 ВУЗа из каждой страны партнера (как минимум две страны партнера) 3 ВУЗа из 3 разных стран ЕС
ПРИЕМЛЕМЫЕ ЗАЯВИТЕЛИ ПРИЕМЛЕМЫЕ ЗАЯВИТЕЛИ Совместные проекты: Государственные или частные ВУЗы (как в ЕС так и в странах партнерах) Ассоциации, организации или сети ВУЗов Структурные мероприятия: Государственные или частные ВУЗы (как в ЕС так и в странах партнерах) Ассоциации, организации или сети ВУЗов Ректоры\ преподаватели\ студенческие организации
ПРИЕМЛЕМЫЕ ПАРТНЕРЫ ПРИЕМЛЕМЫЕ ПАРТНЕРЫ Государственные или частные ВУЗы (как в ЕС так и в странах партнерах) Ассоциации, организации или сети ВУЗов Ректоры\ преподаватели\ студенческие организации Неправительственные организации Социальные партнеры и их обучающие организации Частные и государственные предприятия Исследовательские учреждения Общественные администрации (министерства, другие национальные/региональные/местные органы власти) или государственные организации НО с условиями специального финансирования (с возможностью возмещения дорожных затрат и затрат на проживание только)
Приемлемые партнеры Дополнительные условия для Структурных мероприятий Министерство/а ответственные за высшее образование в каждой стране партнере должны быть вовлечены в качестве полноправного партнера НО на особых условиях финансирования
Тематики программы Тематики программы Реформирование образовательных программ Модернизация образовательных программ: ECTS, 3 цикла, признание дипломов Реформа в области управления Управление вузами и развитие студенческих служб Внедрение системы обеспечения качества Институциональная и финансовая автономия и отчетность Равный и прозрачный доступ к высшему образованию Развитие международных связей Высшее образование и общество Обучение неуниверситетских преподавателей Развитие партнерских отношений с предприятиями Образование – исследования - инновации Курсы обучения для госслужащих (министерства, региональные/местные органы власти) Развитие обучения в течение всей жизни в обществе Квалификационные рамки
НАЦИОНАЛЬНЫЕ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ НАЦИОНАЛЬНЫЕ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ Национальные проекты (применимы только к одной стране партнеру) Фокус на национальные приоритеты, определенные для страны партнера. Определяются Министерством образования в тесном сотрудничестве с Делегациями Европейской Комиссии
НАЦИОНАЛЬНЫЕ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ НАЦИОНАЛЬНЫЕ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ Мульти-страновые проекты (нацеленные на более чем 1 страну партнер) Фокус на региональных приоритетах, которые являются общими для всех стран партнеров в рамках одного региона Основываются на стратегических документах Европейской Комиссии. Могут перекликаться с национальными приоритетами, который общий для всех участвующих СП. Мульти - Региональное сотрудничество: Возможно в том случае, если тематика проектного предложения соответствует региональному или национальному приоритету для всех участвующих СП.
Сотрудничество в области высшего образования Tempus IV in Central Asia Бюджет Первый конкурс (2008): EUR 4.77 млн выделено для 5 стран ЦА Второй конкурс (2009): EUR 4.72 million выделено для 5 стран ЦА Третий конкурс (2010): EUR 4.5 million выделено для 5 стран ЦА Четвертый конкурс (2011) : EUR 9 million для 5 стран ЦА Пятый конкурс (2012): EUR 9,5 million для 5 стран ЦА (короткий список – 18)
Сотрудничество в области высшего образования Tempus IV in Central Asia Проекты 1 st, 2 nd, 3 rd и 4 th Tempus IV Конкурсов ( ) 32 новых Tempus проектов в Центральной Азии: 23 мульти-страновых проектов вовлекающих два или более стран-партнеров с ЦА и с других регионов (Российская Федерация, Украина, Грузия. Армения, Молдова); 4 национальных проекта (3 с участием Туркменистана и 1 с Таджикистаном)* 20 Совместных проекта, в основном сфокусированы на модернизации учебных программm и управлению ВУЗами; 7 проектов по Структурным Мероприятиям, сфокусированы на усилении взаимодействия между ВУЗом и промышленностью, развитием центров по аккредитации и оценке и продвижению принципов Болонского процесса. * С 2008, пять стран ЦА стали более вовлекаться в мульти-страновые проекты с фокусом на региональное сотрудничество.
Сотрудничество в области высшего образования Tempus в Центральной Азии ОБЗОР Tempus стартовал в Казахстане и Узбекистане в 1994, затем начался в Кыргызстане в 1995, Туркменистане в 1997 и Таджикистане в проектов 222 Индивидуальных Мобильных Грантов 120 ВУЗов с ЦА приняли участие весь бюджет составил приблизительно EUR 60 млн
КЫРГЫЗСТАН Деятельность с проекта профинансировано на общую сумму в EUR млн ( ) из которых: - Tempus II: EUR млн ( ) - Tempus III: EUR 3.7 млн ( ) - Tempus IV: EUR 3,8 млн ( ) - 14 проектов в настоящее время Tempus является важным фактором продвижения реформ в обстали высшего образования: апробированы и реализованы ряд мероприятий (разработка методологии и реализация системы ECTS system, разработаны новые учебные программы по трем ступеням – бакалавриату, магистратуре и докторантуре) и разработаны нормативные и методологические документы по оценке качества на национальном уровне. Сотрудничество в области высшего образования: Tempus in Central Asia
4 th Call: Application Statistics in Central Asia Fourth call for proposals Third call for proposals Second call for proposals First call for proposals Tempus Partner Countries Funded projects Number of projects submitted * % of applicatio ns in which the country is involved Number of applicatio ns coordinat ed by each country Number of projects submitte d * * % of applicati ons in which the country is involved* Number of applicati ons coordinat ed by each country Number of projects submitte d * * % of applicati ons in which the country is involved* Number of applicatio ns coordinat ed by each country Number of projects submitte d * * % of applicati ons in which the country is involved* KG - Kyrgyzstan4469%3327%3366%4234% KZ - Kazakhstan97614%3419%3386%95210% TJ - Tajikistan6295%3194%3244%3194% TM - Turkmenistan161%25 320%261% UZ - Uzbekistan3336%3235%4335%4357% TOTAL TOTAL ALL COUNTRIES
Tempus IV: статистика партнерства
Темпус 4 фаза: статистика партнерства с ЕС странами как партнерами
Темпус 4 фаза: статистика партнерства со странами партнерами
Структурные мероприятия – 4 проекта Совместные проекты – 10 проектов Темпус 4 фаза: типы проектов в Кыргыхстане
24 Сотрудничество в области высшего образования: Tempus in Central Asia Участие ВУЗов КР в проектах ТЕМПУС 17 ВУЗов из 51 в период
Tempus преуспел в продвижении партнерств между ВУЗами ЦА и ЕС. Tempus сделал вклад в гармонизацию национальных систем ВО с системами ЕС (посредством введения ECTS и разработки процедур по оценке качества). Tempus воздействие было сильным по модернизации учебных программ и разработке новых материалов по преподаванию, введение новых методик, повышение квалификации преподавателей. Признание результатов проектов Tempus работодателями, в особенности в секторе гос управления и техническим наукам. Необходимо продвигать более интенсивно проекты на региональном уровне в целях усиления сотрудничества между ВУЗами в ЦА. Сотрудничество в области высшего образования: Tempus in Central Asia Tempus III Оценка воздействия: результаты и полученные уроки
Участие ИГУ в Темпус: Обучение туризму и гостеприимству в странах центральной Азии Создание национальных информационных центров по Болонскому процессу Обмен информационно-библиотечными ресурсами между билблиотеками Кыргызстана (KIR-LIB-NET) 2006 – Реформа учебных программ по туризму Распространение центров по Болонскому процессу и поддержка групп тюнинга Повышение осведомленности и развитие интереса, действий в расширении Болонского процесса в Центральноазиатских государствах и России План для установления университетов ориентированных на исследование-науку-предприятие для потребности обшества Центрально-Азиатская сеть по оценке качества и аккредитации Разработка учебных программ на основе Болонских принципов образования, ведущих к реформированию обучения в области охраны окружающей среды Модернизация и развитие учебных планов по педагогике и и управлению образованием в странах Центральной Азии (EDUCA).
Участие НГУ в Темпус: Создание национальных информационных центров по Болонскому процессу 2006 – Реформа учебных программ по туризму Распространение центров по Болонскому процессу и поддержка групп тюнинга Центрально-Азиатская сеть по оценке качества и аккредитации Модернизация и развитие учебных планов по педагогике и и управлению образованием в странах Центральной Азии (EDUCA) Документация по Гарантии Качества Обучающих Программ
Участие ТалГУ в Темпус: Создание рабочей группы в целях работы над студенческими модулями в Кыргызской Республике Создание курса бакалавра по агрономии в Кыргызстане Распространение центров по Болонскому процессу и поддержка групп тюнинга Расширение Национальных Информационных Центров по Болонскому процессу и поддержка рабочих групп в Кыргызской Республике Установление структурной связи между учреждениями высшего образования и предприятиями при поддержке государственных органов Учебная программа на основе Болонских принципов образования, ведущих к реформированию обучения в области охраны окружающей среды.
Динамика участия ВУЗов