Синонимы
Синонимы – не являются абсолютно идентичными друг другу. И почти всегда отличаются друг от друга: некоторыми оттенками в лексическом значении. своей эмоционально-экспрессивной окраской принадлежностью к определённому стилю речи. своей употребляемостью. способностью вступать в соединение с другими словами
Омонимы разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию единицы языка (слова, морфемы и др.). Термин введён Аристотелем. Не следует путать с омофонами, омографами и паронимами
ЛЕКСИЧЕСКИЕ ДУБЛЕТЫ: - существуют, как параллельные научные термины.( орфография- правописание, номинативная - назывная, фрикативный - щелевой) -как однокорневые образования с синонимическими аффиксами.(лукавость - лукавство, убогость - убожество, сторожить - стеречь.) Можно выделить семантические, грамматические, фонетические, акцентологические и орфоэпические варианты слова. СЕМАНТИЧЕСКИМИ вариантами слова называются различные значения многозначного слова. ГРАММАТИЧЕСКИМИ вариантами слова являются образования, отличающиеся друг от друга лишь системой окончаний (зал - зала, горн - горно и т.п.) ФОНЕТИЧЕСКИЕ варианты слова - образования, отличающиеся друг от друга лишь небольшим особенностями в огласовке (безнадёжный - безнадежный, этак - эдак, строгать - стругать, нуль - ноль) АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИЕ ВАРИАНТЫ слова - образования, отличающиеся друг от друга лишь ударением (творог - творог, свёкла - свекла) ОРФОЭПИЧЕСКИЕ ВАРИАНТЫ
Синонимы могут употребляться с разными стилистическими целями: 1)Стремление избежать тавтологии(повтора) 2)Намерение говорящего подчеркнуть, развёрнуто выразить то или иное понятие. "Он подошёл...он жмёт ей руку...смотрят Его глазелки в ясные глаза." (А. Блок) "Уж я не верю увереньям, Уж я не верую в любовь И не могу придаться вновь Раз изменившим сновиденьям." (Баратынский) "Двуличен он!« "Двуличен он! Избави боже: Напрасно поклепал глупца. На этой откровенной роже Нет ни единого лица." эпиграмма Вяземского
Синонимы могут употребляться с разными стилистическими целями: Стремление избежать тавтологии Намерение говорящего подчеркнуть, развёрнуто выразить то или иное понятие.
В художественной литературе употребление синонимичных слов в одном контексте может быть подчинено определённым синонимическим задачам, связанным с сознательной словесной "игрой".: "Он подошёл...он жмёт ей руку...смотрят Его глазелки в ясные глаза." (А. Блок) Могут использоваться в соответствии с требованиями ритма и рифмы. "Уж я не верю увереньям, Уж я не верую в любовь И не могу придаться вновь Раз изменившим сновиденьям." (Баратынский) В художественной и публицистической литературе не редко используются антонимизация синонимов, превращение их из названий одного и того же в наименования как бы казных явлений. Пример: эпиграмма Вяземского "Двуличен он!" "Двуличен он! Избави боже: Напрасно поклепал глупца. На этой откровенной роже Нет ни единого лица."
Существование фразеологических оборотов, эквивалентных слову и возможность выразить понятия описательно обусловливают наличие синонимических отношений не только между словами, но и между словами и выражениями (наверняка - определённо - как пить дать ) Существование антонимии слова и фразеологического оборота - при стремлении к краткости и лаконичности - приводит к возникновению на базе фразеологических оборотов новых слов (зажмурить глаза - зажмуриться) наблюдается так же и обратный процесс "разложения" слова на фразеологический оборот (ударить - нанести удар) Несмотря на то, что синонимов очень много, целый ряд слов не имеет синонимов. В первую очередь это различные термины. Синонимы бывают не только разнокорневыми (назад, обратно, вспять), но и родственные - имеющие одну и ту же не производную основу - (чаща - чащоба, лиса - лисица, прошлое - прошедшее), их можно называть однокорневыми - возникают либо на основе слов одного и того же корня, либо на базе той же самой производящей основы.(туристская - туристическая, лгун - лжец)