Неформальные практики приема в вузы и оплаты обучения C.В.Шишкин Международная конференция Доступность высшего образования: вызовы для стран с переходной экономикой Москва, июня 2004 года
По материалам исследования: «Анализ влияния трансформации механизмов приема в вузы и финансирования обучения на доступность высшего образования», 2003 г.
Исследование «Анализ влияния трансформации механизмов приема в вузы и финансирования обучения на доступность высшего образования», 2003 г. Участники исследования: С.В.Шишкин (руководитель проекта) А.С.Заборовская Т.Л.Клячко И.Б.Королев В.А.Чернец А.Е.Чирикова Л.С.Шилова
Основные вопросы исследования Какими путями и при каких условиях можно поступить в обычный и престижный вузы? Как в реальности работают механизмы приема по общему конкурсу, на целевые места, по «ректорскому списку» и др.? Какую роль в поступлении и в дальнейшем обучении играют неформальные платежи? Как проходит эксперимент с ЕГЭ и ГИФО, и как эти нововведения повлияют на доступность высшего образования?
Метод исследования: Интервьюирование работников вузов в трех регионах, различающихся по: Участию в эксперименте с ЕГЭ и ГИФО Степени привлекательности вузов для абитуриентов из других регионов Уровню экономического развития
Интервьюирование работников вузов Состав вузов в каждом регионе: классический университет технический университет педагогический университет негосударственный вуз Общее количество интервью: 101
Предмет анализа: механизмы приема Прием на основе общего конкурса по результатам вступительных испытаний в вузе: прием на места с бесплатным обучением (бюджетные места) прием на платное обучение (платные места) Целевой прием Прием по результатам ЕГЭ
Механизм приема на основе общего конкурса на бюджетные места Обеспечивает доступность непрестижных и среднепрестижных специальностей для школьников из любых социальных групп при условии: хорошей успеваемости или/и возможности оплатить учебу на очных подготовительных курсах
Механизм приема на основе общего конкурса на бюджетные места Поступление на престижные, высококонкурсные специальности возможно при условии: либо обучения в элитном учреждении общего образования либо длительных занятий с элитными репетиторами либо неформальных обменных отношений (взятки за поступление или использование социального капитала)
Механизм приема на основе общего конкурса на платные места Обеспечивает доступность непрестижных и среднепрестижных специальностей практически для всех, способных продолжать обучение после школы и его оплачивать
Механизм целевого приема на основе отдельного конкурса Обеспечивает доступность: непрестижных специальностей для слабо подготовленных абитуриентов из села и малых городов среднепрестижных и высокопрестижных специальностей для детей из семей региональных и местных элит
Формы протекционизма Ректорские списки Целевой прием Участие в олимпиадах Перевод с платного на бесплатное отделение (с заочного на очное) Перевод из другого вуза
Использование социального капитала Капитал родственных связей Капитал корпоративных связей Капитал статусных связей
Практики неформальной оплаты поступления в вуз на бюджетные места Чем ниже уровень жизни населения в регионе, тем больше распространенность Слабо развиты в вузах, расположенных в малых городах
Оценка доли «блатных» студентов в приеме на престижные специальности Субъект оценки Регион «Богатый»«Бедный» Руководители вузов Преподаватели 1025
Модели неформальной оплаты Оплата по тарифу Оплата по договоренности Оплата-благодарность
Предмет неформальных платежей во время обучения Сдача зачетов и экзаменов Написание курсовых и дипломных работ Дополнительные консультации Репетиторство для подготовки слабых студентов Неприменение легальных санкций за нарушение дисциплины (пропуски занятий и т.д.) Учебные материалы (методички и т.п.)
Распространенность неформальной оплаты обучения в вузах Зависит от: уровня оплаты преподавателей вузов возможностей получения ими иных доходов, помимо преподавания особенностей субкультур, сложившихся на факультетах и кафедрах
Реальные правила приема и распространенность неформальных практик Определяются: престижностью вузов их экономическим положением политикой их руководства
Влияние на доступность Профиль доступности высшего образования в большей мере определяется не формальными правилами и общегосударственной политикой, а индивидуальными политиками, проводимыми самими вузами. Доступность разных специальностей для различных групп населения становится производной от политик вузов по обеспечению собственного воспроизводства.
Для лиц из малообеспеченных слоев и сельской местности Доступным является: преимущественно массовое общее высшее образование непрестижное профессиональное высшее образование Почти недоступным: элитное высшее образование
Прием по результатам ЕГЭ Является средством преодоления сложившейся сегментации возможностей получения высшего образования различными социальными группами и выравнивания их шансов
Отношение к ЕГЭ руководителей вузов Низкопрестижные вузы – против, так как ускорит их деградацию Среднепрестижные вузы – за или не против, так как приобретают не меньше, чем теряют Высокопрестижные вузы – против, так как ЕГЭ девальвирует их социальный капитал
ЕГЭ + дополнительное испытание? позволяет заинтересованному преподавателю рассмотреть в толпе талантливых, но слабо подготовленных абитуриентов и дать им пропуск в вуз сохраняет возможности для приема в вуз «нужных» людей на основе неформальных обменов
Влияние ЕГЭ на доступность высшего образования расширится доступность получения высшего образования в средне- и высокопрестижных вузах (факультетах) для особо одаренных детей из семей с низкими доходами, сельской местности и малых городов ситуация не улучшится для абитуриентов, принадлежащих к этим же социальным группам, способным к учебе, но не имеющим выдающихся способностей
Государственная политика выравнивания стартовых возможностей при поступлении в вуз Постепенное выравнивание качества среднего образования Субсидирование обучения на платной основе одаренных представителей социально- незащищенных групп населения государственные возвратные субсидии образовательные кредиты гранты