О проблемах реализации совместных образовательных программ, программ двойных дипломов, программ академического обмена. Демчук Артур Леонович Ассоциация.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
РАЗРАБОТКА СОВМЕСТНЫХ ПРОГРАММ С ЗАРУБЕЖНЫМИ ВУЗАМИ-ПАРТНЕРАМИ ПРОРЕКТОР ПО УВР ТУЛЕБАЕВ К.А.
Advertisements

Разработка и реализация образовательных программ в сетевой форме Начальник организационно- методического отдела УМУ Э.В. Цыбикова.
Разработка и реализация cовместных образовательных программ в ПсковГУ М.Ю. Махотаева, д.э.н., профессор Директор ДМДиМС, проректор по внешним связям О.А.
Сетевое взаимодействие федеральных университетов при разработке и реализации образовательных программ (модели и уровни) Разработано САФУ имени.
1 3 Вхождение в международный рейтинг университетов Повышение конкурентоспособности с целью формирования исследовательского университета.
Нормативные правовые основания осуществления инновационной деятельности в образовательных организациях Алла Сергеевна Бурмистрова канд.пед.наук, доцент.
Оценка профессорско- преподавательским составом реализации основных направлений Болонского процесса Отчет заслушан на заседании Совета по качеству
О нормативно-правовой базе уровневого образования.
К вопросу о порядке допуска к медицинской и фармацевтической деятельности в Российской Федерации лиц, получивших медицинскую и фармацевтическую подготовку.
Комплексный подход к реализации Болонских принципов в Новосибирском государственном техническом университете Елена Алексеевна Зима, директор научно-методического.
Развитие совместных образовательных программ с зарубежными университетами Воронежский государственный университет 15 мая 2009 года Е.В.Шевченко,
Актуальность введения сетевых форм реализации основных образовательных программ Проректор по учебной работе М.М. Кибардин.
Технология государственной аккредитации образовательной деятельности Ефимова Елена Михайловна Ефимова Елена Михайловна.
Уровневая система высшего профессионального образования (ВПО) в России Лектор: Т.А.Воронова, канд. пед. наук, профессор, зав. каф. педагогики ИвГУ.
Содержание аккредитационной экспертизы. Основополагающие документы ПОЛОЖЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ.
Обеспечение перехода на новые ФГОС ВПО и уровневую подготовку В ВУЗЕ Попова Е.П.
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ РАБОЧЕГО УЧЕБНОГО ПЛАНА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ВПО Зам. начальника Методического управления Рогалева Е.Н.
Опыт КарГУ им. академика Е.А.Букетова в организации академической мобильности К заседанию рабочей группы по разработке механизмов финансирования академической.
1 О реализации плана работы Учебно-методического объединения в 2009 году И.А.Горлинский первый проректор по учебной и научной работе
Презентация по плану работы по проекту на 2015 год РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА: Н.О. Верещагина – начальник учебно- методического управления ОТВЕТСТВЕННЫЕ.
Транксрипт:

О проблемах реализации совместных образовательных программ, программ двойных дипломов, программ академического обмена. Демчук Артур Леонович Ассоциация классических университетов России (АКУР) МГУ имени М.В.Ломоносова

Академическая мобильность перемещение учащегося или сотрудника, имеющего отношение к образованию, на определенный период в другое образовательное или научное учреждение (в своей стране или за рубежом) как индивидуально, так и в рамках совместной образовательной и (или) исследовательской деятельности вузов и научных центров для обучения, преподавания, проведения исследований или повышения квалификации, после чего учащийся, преподаватель, исследователь или администратор возвращается в свое основное учебное заведение

Результаты мониторинга эффективности внедрения ФГОС (академическая мобильность) «Планируете ли Вы пройти часть обучения в другом вузе»? 54, 6 % - «нет» 31, 3 % - не определились 14,1 – «да» Мобильность студентов – 5, 2% Мобильность ППС (регулярно) – менее 3%

Результаты мониторинга эффективности внедрения ФГОС (академическая мобильность) Трудности академической мобильности студентов: Организационные (оформление и пр. ) – около 30%; Финансовые– 25 %; Отсутствие информации о возможностях пройти обучение в другом вузе – более 20%; Психологические (адаптация в условиях другого вуза) – 16, 7 %; Перезачет дисциплин, изученных в других вузах – 12, 5 %; Получение разрешения на прохождение части обучения в другом вузе - 4, 2 %.

Результаты мониторинга эффективности внедрения ФГОС (академическая мобильность) Возможно, целесообразно создание унифицированного оптимального порядка оформления документов участников академической мобильности на уровне Министерства образования и науки в сотрудничестве с другими министерствами

Результаты мониторинга эффективности внедрения ФГОС (академическая мобильность) Вопросы «индивидуализации» образовательной траектории, а также полномочий и ответственности вуза на федеральном уровне не регулируются («уведомительный» или «разрешительный» характер мобильности)

Результаты мониторинга эффективности внедрения ФГОС (академическая мобильность) 22, 2 % классических университетов разработали механизмы признания, перезачета и переаттестации периодов обучения, пройденных студентами в других вузах Целесообразно, учитывая опыт ЕС, разработать единую систему «переноса» зачетных единиц

Результаты мониторинга эффективности внедрения ФГОС (академическая мобильность) «Какова позиция руководства вуза в отношении мобильности ППС» 37, 5 % - мобильность поощряется; 54, 7 % - затрудняются ответить 7, 8 % - не поощряется

Результаты мониторинга эффективности внедрения ФГОС (академическая мобильность) Трудности мобильности ППС: языковой «барьер» финансирование организационные проблемы (пед. нагрузка) нормативная база академмобильности ППС не разработана почти в 90% вузов

Результаты мониторинга эффективности внедрения ФГОС (академическая мобильность) На уровне вузов целесообразно: Информирование о возможностях мобильности Разъяснить суть процесса признания периодов обучения

Результаты мониторинга эффективности внедрения ФГОС (академическая мобильность) На уровне органов управления образованием целесообразно: Установление единообразного порядка оформления документов участников академической мобильности Разработка единой системы «переноса» зачетных единиц (для признания периодов обучения) Определение полномочий вуза в области организации и реализации программ академической мобильности

Проблема статуса, правил выдачи и признания выдаваемых документов об образовании Предусмотрена «единичная» практика признания (ст. 27 Федерального Закона «Об образовании», ст. 7 и 23 Федерального Закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Приказ Министерства высшего и профессионального образования от 9 января 1997 года 15 «Об утверждении порядка признания и установления эквивалентности (нострификации) документов иностранных государств об образовании и ученых званиях и форм соответствующих свидетельств) Изменения в : не эквивалентность, а признание; введение вузовской практики выдачи европейского приложения к диплому («вопросы выдачи общеевропейского приложения к диплому решаются высшими учебными заведениями самостоятельно» - О введении российского приложения к диплому о высшем профессиональном образовании (Письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от г.)

Проблема языка преподавания Статья 6 ФЗ «Об образовании» дает возможность вузам (через их уставы) определять язык, на котором ведется преподавание В проекте нового ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» – статья 13.

Финансирование академической мобильности Внешнее финансирование (EU, образовательные фонды, ДААД и др.) Ст. 15 ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»: «могут утверждаться фонды поддержки и развития высшего и послевузовского профессионального образования как не имеющие членства некоммерческие организации» Внутренние ресурсы Университета Самофинансирование (личные средства, индивидуальные гранты)

Организация и реализация совместных образовательных программ

Типовое положение о вузе (2008) Ст.39 – ООП ВПО могут разрабатываться и реализовываться совместно несколькими вузами, в том числе зарубежными, в порядке, устанавливаемом МОН РФ

Критерии совместной программы программы разработаны и/или одобрены совместно несколькими вузами; учащиеся каждой из сторон принимают участие в программе обучения в других учреждениях; пребывание учащихся в вузах-партнерах межвузовских программ имеет сравнительно одинаковую продолжительность; периоды обучения и экзамены, сданные учащимися в вузах-партнерах программы, признаются полностью и автоматически;

Критерии совместной программы преподаватели каждого из вузов-партнеров также преподают в других учреждениях, совместно разрабатывают учебный план и образовывают совместные приемные и экзаменационные комиссии; по завершении всей программы обучения учащиеся получают либо национальные сертификаты каждого из учреждений- партнеров, либо им выдаются совместные (чаще неофициальные) свидетельства или дипломы

Проблемы с пониманием того, что такое совместная образовательная программа. Наиболее тесное сотрудничество осуществляется в области формирования содержания учебных дисциплин, разработки учебных планов. Максимальная интенсивность партнерских отношений наблюдается со странами Европы (2/3 всех договоров)

Студенты партнерских вузов в России практически не обучаются Количество студентов, обучающихся на одной программе – небольшое (в среднем - 15 человек) Преимущественно совместные магистерские программы Основные области: экономика/бизнес, инженерия, юриспруденция, менеджмент, европейская история, политология, коммуникация и СМИ, иностранные языки и социальные науки

В проекте нового ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» – статья 14 Сетевые формы реализации образовательных программ – совместно с иными организациями, осуществляющими образовательную деятельность, в том числе иностранными, посредством сетевого взаимодействия.

Признание Официальное подтверждение полномочным органом значимости иностранной образовательной квалификации в целях доступа ее обладателя к образовательной и/или профессиональной деятельности. Академическое признание позволяет завершить или продолжить образование на следующей ступени в учебном заведении, признавшим документ. Профессиональное признание позволяет претендовать на профессиональный статус, получение рабочего места и выполнение профессиональных функций в области своей подготовки

Технология признания Проверка легитимности Проверка аккредитации Проверка соглашений и договоров Пересчет трудоемкости учебной работы Пересчет отметок Принятие решения о перезачете

В проекте нового ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» – статья 111 Перечень иностранных образовательных организаций, документы которых признаются Другие организации – в прежнем порядке Национальный информационный центр (консультирование)

Структура Европаспорта Europass CV (Резюме), Europass Mobility (Паспорт мобильности), Europass Diploma Supplement (Приложение к диплому о высшем образовании), Europass Certificate Supplement (Приложение к документу о начальном профессиональном образовании) и Europass Language Portfolio (Языковой портфолио из трех частей)

Благодарю за внимание Контактная информация Демчук Артур Леонович