Мы познакомимся с компьютерной логопедической игрой «Игры для тигры». Она предназначена для коррекции нарушений речи при нарушении звукопроизношения. В программу входят четыре блока: «Фонематика», направлен на коррекцию и развитие фонематических процессов у детей с нарушениями речи. «Просодика», направлена на коррекцию сылы выдоха, интонационная выразительность и др. «Лексика», направлен на коррекцию лексико-грамматических нарушений речи у детей. «Звукопроизношение», позволяет развивать эфферентное (развитие моторных свойств органов артикуляции) и афферентное двигательное звено речевой системы.
Применение программы Игры для Тигры в работе учителя- логопеда делает процесс коррекции речи более эффективным и динамичным, по сравнению с традиционными методиками, так как задания в ней представлены в игровой, интерактивной форме. Программа повышает мотивационную готовность ребенка к занятию, что положительно сказывается на результатах логопедической работы. Программа «Игры для Тигры» построена на основе методик обучения детей с отклонениями развития Г. А. Каше, Л. В. Лопатиной, Н. В. Серебряковой, Р. И. Лалаевой, Н. С. Жуковой, Е. М. Мастюковой, Т. Б. Филичевой, а также Программы воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой. Принципы построения программы Игры для Тигры: игровая форма обучения; интерактивность; полисенсорное воздействие; дифференцированный подхода к обучению; объективность.
Блока «Просодика» направлены на коррекцию следующих просодических характеристик речи: - длительность и сила речевого выдоха, - громкость и тембр голоса, - темпо-ритмичность, - интонационная выразительность, - четкость и разборчивость речи. Принцип работы этого блока основывается на интерактивном общении ребенка и компьютера с использованием микрофона. При этом речевая активность фиксируется микрофоном и представляется на экране компьютера в виде визуальных анимационных картинок.
Блок «Фонематика» направлен на коррекцию и развитие фонематических процессов у детей с нарушениями речи. Состоит из четырех модулей: Модуль «Звуки» - позволяет работать над развитием фонематического слуха на материале неречевых звуков, речевых звуков и звукокомплексов. Модуль «Слова» - используется для развития фонематического слуха на материале слов, коррекции звукопроизношения на этапе автоматизации и дифференциации дефектных звуков, а также для развития словаря и мышления ребенка. Модуль «Анализ» - позволяет организовать работу по формированию фонематического восприятия у детей, коррекции звукопроизношения на этапе автоматизации дефектных звуков. Модуль «Синтез» - позволяет работать над формированием фонематического восприятия у детей. При этом ребенку необходимо произвести операции анализа и синтеза звукового материала.
Блок «Звукопроизношение» позволяет развивать эфферентное (развитие моторных свойств органов артикуляции) и афферентное двигательное звено речевой системы. Во время работы с упражнениями данного блока ребенок должен определить правильное и неправильное положение органов артикуляции при произнесении заданного звука. Оценка артикуляции происходит на основе изображения Веселого Язычка в своем домике - веселый Язычок показывает правильную артикуляцию звука, а грустный – не правильную. Целесообразнее совмещать работу с упражнениями данного блока с проведением артикуляционной гимнастики и работой перед зеркалом при постановке, автоматизации и дифференциации звуков.