Наполова Вера Николаевна – учитель – логопед, высшая квалификационная категория, МАДОУ «Детский сад 77», город Березники
Связная речь - это развернутые высказывания, находящиеся в смысловом и структурном единстве и обеспечивающие общение людей. «Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие». М.Ф. Фомичева
ПРИЧИНЫ НИЗКОГО УРОВНЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ: НЕДОСТАТОК РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ( ИГРУШКИ, КОМПЬЮТЕРЫ, ТЕЛЕВИДЕНИЕ ЗАМЕНИЛИ ЖИВОЕ РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ ); НЕДОСТАТОК РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ( ИГРУШКИ, КОМПЬЮТЕРЫ, ТЕЛЕВИДЕНИЕ ЗАМЕНИЛИ ЖИВОЕ РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ ); РАЗГОВОРНАЯ РЕЧЬ БЕДНА, МАЛОСЛОВНА; РАЗГОВОРНАЯ РЕЧЬ БЕДНА, МАЛОСЛОВНА; СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕСТВА; СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕСТВА;
УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ: СФОРМИРОВАННОСТЬ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА; СФОРМИРОВАННОСТЬ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА; СФОРМИРОВАННОСТЬ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ; СФОРМИРОВАННОСТЬ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ; ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ. ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ.
ЗАДАЧИ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ: Формирование навыков речевого общения на занятиях и в повседневной жизни детей. Формирование навыков речевого общения на занятиях и в повседневной жизни детей. Обучение анализу текста, выделению смысловых звеньев, составление плана и пересказу по плану. Обучение анализу текста, выделению смысловых звеньев, составление плана и пересказу по плану. Учить правильно лексически и грамматически оформлять речевые высказывания. Учить правильно лексически и грамматически оформлять речевые высказывания. Обучать анализу, планированию, построению самостоятельных речевых высказываний. Обучать анализу, планированию, построению самостоятельных речевых высказываний.
СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ТЕХНОЛОГИЯ ТРИЗ МАЛЕНЬКИЙ УЧИТЕЛЬ МОДЕЛИРОВАНИЕ, МНЕМОТЕХНИКА ЗАКРЫТАЯ КАРТИНКА, СПРЯТАННЫЙ ПРЕДМЕТ ВХОЖДЕНИЕ В КАРТИНУ (Л.В. ВОРОШНИНА)
Технология моделирования Составление Творческого рассказа Составление описательного рассказа Составление рассказа по серии картинок Заучивание стихов Составление рассказа по сюжетной картинке Пересказ текста
Моделирование способствует развитию: Умения вычленить и называть признаки объекта описания или рассказа. Умения вычленить и называть признаки объекта описания или рассказа. Умения перечислять признаки в определенной последовательности. Умения перечислять признаки в определенной последовательности. Умения связывать слова, фразы и периоды в целостный текст. Умения связывать слова, фразы и периоды в целостный текст.
Пересказ текста «Живой уголок»
Составление описательного рассказа по теме «Овощи, фрукты»
Составление описательного рассказа по теме «Животные, птицы»
Приемы моделирования: Игра «Маленький учитель» Игра «Маленький учитель» Игра «Закрытая картинка» Игра «Закрытая картинка»
Пересказ сказки «Заяц - хваста»
Заучивание стихов, чистоговорок.
Карточки – символы, различные по форме и цвету, помогают детям выстроить логический, последовательный, от простого к сложному, повествовательный рассказ.
прилагательное глагол Существительное
Составление рассказа по теме «Зима»
Составление рассказа по теме «Весна»