Доклад Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара «Ключевые развилки пенсионной реформы»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Пенсионная реформа – первые шаги большого пути» Назаров В.С.
Advertisements

Деятельное долголетие Назаров В.С.. Тезис: добиться высоких коэффициентов замещения и приемлемого тарифа страховых взносов невозможно без повышения пенсионного.
РСПП Российский союз промышленников и предпринимателей Рабочая группа по развитию пенсионных систем Проект Предложения РСПП по развитию пенсионной системы.
О развитии пенсионной системы в Российской Федерации
1 Михаил Дмитриев Президент Центра стратегических разработок Москва, 19 апреля 2011 года Предложения Экспертного совета при Совете по инвестированию пенсионных.
Оксана Филиппенкова Накопительная часть трудовой пенсии.
Пенсионный фонд Российской Федерации Управляющий ГУ – отделением ПФР по Томской области Д.Б. Мальцев Особенности современного федерального пенсионного.
Можно ли поднять пенсии до 40% заработной платы? Михаил Дмитриев Президент Центра стратегических разработок Москва 11 октября 2007 г. Конференция «Развитие.
Вопросы развития негосударственной пенсионной системы в Российской Федерации Москва «Норильский никель» НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕНСИОННЫЙ ФОНД.
Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации Авторы: Кольцова Татьяна Научный руководитель Петрова О. Г. Колледж индустрии.
РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НА УРОВНЕ СУБЪЕКТА РФ.
Пенсионная реформа : вызов для Украины Аналитическо-консультационный центр Синей ленты Украина, Киев, 01021, ул. Садовая 1/14, 4й этаж Тел.: +38 (044)
Выполнила: Оглезнева Мария 9А класс МБОУ СОШ 8, г. Новокузнецк.
Пенсионная система: в поисках равновесия Назаров Владимир Станиславович Институт экономики переходного периода.
Пенсии Пенсионная реформа. Каждому гражданину нашей страны гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в связи с болезнью, инвалидностью, потерей.
Пенсионная система: в поисках равновесия Назаров Владимир Станиславович Института экономики переходного периода.
1 Финансирование государственной пенсионной системы Д-р Герберт Рише Президент Федерального ведомства пенсионного страхования Германии.
Выбор социальной модели государства для России. новой социальной модели государства Трансформация общественного устройства России в 90-е годы поставила.
Формирование и инвестирование накопительной части трудовой пенсии: выбор варианта пенсионного обеспечения 1.
Государственное софинансирование пенсии Работу выполнили: Строганова К.Э. ДЭН-401 Ермолина А.А. ДЭК-502.
Транксрипт:

Доклад Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара «Ключевые развилки пенсионной реформы»

I. Проблемное поле Высокие расходы: расходы российской бюджетной системы на пенсионное обеспечение составляют около 8,6% ВВП по сравнению с 7,1% ВВП в среднем по ОЭСР Высокие тарифы: 22% по сравнению с 16,8% в среднем по ОЭСР Невысокий коэффициент замещения 36,5%

Изменение демографических условий

Инерционный сценарий – сдерживание роста дефицита за счет общего снижения пенсий

II. Повышение пенсионного возраста – очевидное решение? с 2013 года повышается пенсионный возраст для мужчин на 3 мес. в год, для женщин на 6 мес. в год с тем, чтобы пенсионный возраст в 2030 году составил 64 года для обоих полов. Все ресурсы, высвободившиеся от повышения пенсионного возраста, направляются на увеличение пенсий

III. Что остается за рамками дискуссии: кризис нынешней парадигмы пенсионного обеспечения 1) Снижение стимулов к труду В 1960 году доля среди населения в возрасте лет в Бельгии, Нидерландах, Франции работало больше 70%, то в 1990-х эта доля упала до 20%. Аналогичные тенденции характерны для США и большинства развитых государств. В итоге люде хотят меньше работать и раньше уходить на пенсию. 2) Снижение стимулов к добровольным накоплениям В США в среднем за период гг. доля сбережений в располагаемом доходе составила 9,5%, а в гг. лишь 4,1%. Такое же драматичное снижение рассматриваемого показателя произошло в Японии – с 21,6% до 11,6% и в Германии – с 13,3% до 10,6%. 3) Снижение рождаемости 4) Усиление популизма: высокие налоги в обмен на пенсии, рост государственного долга 5) Сужение горизонтов полноценной жизни человека 6) Снижение общественной полезности из-за унификации системы социального обеспечения

Скрытые риски 1.Продолжительность жизни: иногда прогнозы устаревают раньше срока их публикации Прогноз максимальной по стране продолжительность жизни женщин Год публикации прогноза Год, когда ожидаемая продолжительность жизни женщин превзошла установленный предел Страна, где это произошло Новая Зеландия Исландия Норвегия Исландия Япония Швеция Исландия Исландия Исландия Швеция Япония Япония Япония 2. Рост доли неформальной занятости: с 13% в 2002 г. до 19% в 2011 г., что дальше?

Классическая пенсионная система – так ли она нам нужна? а) сфера применения тяжелого физического труда сокращается б) медицинские технологии позволяют продлить трудоспособность в) системы образования позволяют адаптировать пожилых людей к потребностям рынка труда; г) в постиндустриальном обществе проблема «близорукости» смягчается: грамотное потребление услуг образования и здравоохранения снижает потребность в государственной пенсии д) в семьях работают оба супруга, что увеличивает стабильность семейного бюджета в случае временной или постоянной нетрудоспособности одного из членов семьи

IV. Традиционные подходы к обеспечению сбалансированности пенсионной системы – что не так? 1.Повышение пенсионного возраста – не панацея 2.Дефицит политической воли 3.Невозможность налогово-бюджетного маневра для повышения конкурентоспособности российской экономики

V. Постиндустриальная парадигма пенсионной системы Вместо страховки потери заработка в определенном возрасте: 1)индивидуальные сбережения и инвестиции в человеческий капитал 2) страховка от бедности в случае нетрудоспособности вне зависимости от возраста (возраст – лишь один из возможных критериев в системе proxy means testing) Преимущества новой системы: - усиливаются стимулы к труду; - стимулируются рождаемость и инвестиции в человеческий капитал; - в массовое сознание внедряется стремление продлить время активной жизни, в том числе больше заботиться о своем здоровье; - обеспечивается долгосрочная сбалансированность пенсионной системы (она не обременительна для общества); - повышается прогрессивность системы социального обеспечения

VI. Первые шаги 1. Стимулирование добровольного откладывания возраста выхода на пенсию: -замедление индексации пенсий, но пенсии сохраняют покупательную способность -существенное повышение пенсий тем, кто добровольно отложил выход на пенсию

Стимулирование откладывания выхода на пенсию (работники) Срок, на который откладывается выход на пенсию Коэффициент увеличения 1 год 1,15 2 года 1,35 3 года 1,55 4 года 1,75 5 лет 2,00 Дополнительный коэффициент увеличения трудовой части пенсии

Оценка популярности программы 1) у граждан предпенсионного возраста достаточно высоки запросы в отношении жизни на пенсии; 2) 55% респондентов собираются продолжить работать по достижению пенсионного возраста, из них 63% говорят, что хотят и смогут сохранить текущее место работы. Большинство опрошенных полагают, что проработают по достижению пенсионного возраста 5 лет; 3) приведенная выше программа вызвала интерес у 18% опрошенных

Экспоненциальный рост популярности программы до достижения естественного предела Создание крупной прослойки граждан, заработавших существенную прибавку к пенсии исключительно за счет решения о добровольном продолжении трудовой деятельности Срок действия программы (годы) Число участников, ежегодно входящих в программу (тыс. чел.) Средний срок откладывания выхода на пенсию ,5

Коэффициент замещения

Сокращение дефицита пенсионной системы, % ВВП

Поддерживающие меры 1) Участие по умолчанию 2) Частичное наследование пенсионных прав участников программы, не доживших до выхода на пенсию 3) Стимулирование работодателей 4) Последующее повышение пенсионного возраста

2. Пакет традиционных меры 1.Решение проблемы досрочников 2.Дополнительные взносы для самозанятых или создание для них альтернативной пенсионной системы 3.Ужесточение стажевых требований

3. Привлечение дополнительных ресурсов в пенсионную систему – приватизация и нефтегазовые доходы 1) целевое назначение нефтегазовых доходов (при наполненности Резервного фонда) и федерального государственного имущества (кроме того, что нужно для выполнения непосредственных государственных полномочий) как источников финансирования пенсий 2) часть этих средств используется для замещения выпадающих доходов ПФР от существования накопительной пенсионной системы; 3) оставшиеся средства разносятся на индивидуальные счета граждан по подушевому принципу: пенсионеры могут немедленно потратить эти деньги, для остальных эти средства добавляются к их обязательным пенсионным накоплениям.

Привлечение дополнительных ресурсов в пенсионную систему – налоговый маневр -установление единой ставки НДС на уровне 20% (+0,9%ВВП) - повышение НДПИ на газ природный (+0,4% ВВП) -расширение возможностей региональных и местных властей по повышению имущественных налогов.

4. Наиболее актуальные направления реформирования накопительной пенсионной системы 1) Предоставить право выбора гражданам между накопительной и распределительной компонентами в отношении 6% взносов, а не 4% 2) Применение принципа жизненного цикла при инвестировании пенсионных накоплений 3) Переход к доминированию пассивного управления на основе принципов функционирования индексного фонда: - участники рынка пенсионных продуктов должны предложить стандартный пенсионный продукт - «индексный портфель» - если гражданин сам не выбрал инвестиционный портфель, то опция «по умолчанию» - «вложение в унифицированный для каждой возрастной когорты индекс» - для портфелей, выбранных «по умолчанию» вводятся дополнительные ограничения на величину административных издержек - для оценки эффективности работы участников рынка пенсионных продуктов используются бенчмарки (доходность соответствующего индекса). 4) Предоставить гражданам право выбора периода выплаты (пожизненно без права наследования или срочная с правом наследования) 5) обеспечить право собственности граждан на средства пенсионных накоплений 6) создание механизма гарантий пенсионных накоплений

Цель – разные пенсионные системы для разных поколений Для людей старших возрастов – сохранение покупательной способности пенсий и повышение качества медицинского и социального обслуживания Для людей предпенсионного возраста - программа добровольного временного отказа от получения пенсии в обмен на существенное ее увеличение в будущем Для средних и младших возрастов - повышение эффективности накопительного компонента и ужесточение правил «входа» в распределительную пенсионную систему (повышение пенсионного возраста и требований к стажу) Для тех, кто вот-вот выйдет на рынок труда - классическая пенсионная система заменяется добровольными сбережениями и инвестициями в человеческий капитал. Роль государства - страхование от бедности в случае нетрудоспособности, фискальное бремя на труд радикально сокращается

Спасибо за внимание!