Первый период русского реализма 1820 – 1830 годы
Особенности жанра Произведение соединяет черты двух жанров. Заглавие и подзаголовок ориентируются на разных персонажей и разные стилистические пласты. Заглавие - «Медный всадник» - представляет «высокий штиль», традицию поэмы-оды 18 века. Подзаголовок – «Петербургская повесть» – заставляет вспомнить о прозаическом бытописании жизни с ироническим оттенком.
Вступление 1 кадр Во вступлении А. С. Пушкин рисует картину почти волшебного создания города по повелению императора на совершенно неподходящем месте. Первый кадр : Петр стоит на берегу Невы. Вокруг мрачный, беспросветный пейзаж : убогие избы, бедный челн рыбака, мшистые, топкие берега, лес, в который даже не проникает солнце. Все начальные эпитеты имеют прозаический, снижающий характер. Ту же роль играют и переносы. Поэма начинается как бытовая повесть об убогой, но естественной жизни человека и природы.
Вступление 2 кадр Петр мечтает об окне в Европу, о прекрасном городе, в котором «все флаги в гости будут к нам и запируем на просторе». Вся поэтическая речь приобретает возвышенный характер. На смену бытовой повествовательной интонации приходит стилистика оды. Через 100 лет юный град предстает как прекрасная осуществившаяся мечта Петра : с великолепными дворцами и садами, повисшими над водой мостами, кораблями со всех концов земли.
Стоял он, дум высоких полн…
…И вдаль глядел…
Вступление 3,4,5,6 кадры Четыре огромных периода, связанные анафорическим словом ЛЮБЛЮ, дают четыре картины Петербурга : город белых ночей, морозный зимний Петербург, Петербург военный, парадный, Петербург праздничный, торжествующий победу над врагом. Все четыре картины проникнуты гармонией и красотой.
Зимний Петербург
Город белых ночей
Парадный Петербург
1 часть поэмы. Евгений – главный герой поэмы Евгений – маленький человек в полном смысле этого слова, близкий родственник станционного смотрителя Вырина. Героем владеет одна мечта – о мирной семейной жизни, о спокойном семейном счастье со своей Парашей. Подруга, семья, религия, смерть – в этих аспектах планы А. С. Пушкина и его героя совпадают.
Наводнение :реальность и символ. Наводнение изображено как страшное бедствие, незаметно подкравшееся к жителям Петербурга. А. С. Пушкин описал страшное наводнение 1824 года. Вода прибывала, Нева металась, ревела. И вдруг вода, как зверь, клокоча, клубясь, бросилась на город.
Сцены наводнения
Наводнение - символ Наводнение не просто природный катаклизм. Оно – символ восстания природной стихии против сооруженного в дельте Невы, на болотах, города. Созданный державной волей Петра, покорившей природу, город несет страдания и гибель своим жителям.
2 часть поэмы. Евгений и Всадник : бунт и смирение. Евгений с трудом добирается до знакомого дома и видит то, что он уже предчувствовал : гибель любимой девушки и ее матери. Маленький человек не выдержал свалившихся на него испытаний, он сходит с ума. Угроза, обращенная к горделивому истукану, -- кульминация философского сюжета поэмы.
О мощный властелин судьбы !
Лев
Куда ты скачешь, гордый конь?
И он по площади пустой Бежит и слышит за собой – Как будто грома грохотанье – Тяжело- звонкое скаканье…
Конфликт поэмы Медный всадник – символическое воплощение государства. Евгений – простой, частный человек. Его сумасшествие в сюжете философском оборачивается высоким безумием человека, восстающего против существующего порядка вещей. Против несправедливости мира.