Романский стиль в архитектуре Коробкова О.Е.
Раннее средневековье. Исторический аспект. 476 г. – падение Рима. Период средневековья – V – XV вв. Термин появился в эпоху Возрождения. Образование варварских королевств Разрушение Западной Римской империи Отказ от художественных идеалов Античности Наследование ряда идей: - Христианство.- Латынь. - Идея империи.- Римское право.
Главные особенности цивилизации, повлиявшие на культуру. Господство католичества - Христианское мировоззрение, - господство духа над плотью, - теология вместо философии, - христианская художественная культура (религиозный характер искусства). Феодальные отношения - Рыцарство, - замковая культура. Зарождение и развитие городов - Городская культура.
Термин «Романский стиль» возник в начале XIX в., когда была выявлена связь средневековой архитектуры с формами и конструкциями римской. От лат. romanus римский. Основной вид искусства романского стиля архитектура, преимущественно церковная. Романский стиль был первым стилем, распространившимся по всей католической Европе.
1. Особенности стиля. Период – XI – XII вв. Строгие формы, отсутствие украшений и орнамента. Полукруглые арки. Толстые стены, узкие окна. Основные типы зданий – храм, монастырь, замок.
В основе плана – базилика. Увеличение высоты потолка. Кессонный потолок сменяется сводчатым. Своды коробовые, крестовые, цилиндрические
Романская базилика трехнефное (реже пятинефное) продольное помещение, пересекаемое одним, а иногда и двумя трансептами. Дороманская базилика – романский храм ЗападВосток Центральный неф Трансепт Апсида Капеллы
Средоточием жизни в раннем средневековье были замки (светских и духовных) феодалов, церкви и монастыри. Укрепленный замок жилище феодала и одновременно крепость. Обычно расположенный на вершине горы или скалистого холма над рекой или у моря, замок служил защитой во время осады и центром подготовки к набегам. Замок с подъемным мостом и укрепленным порталом был окружен рвом, монолитными каменными стенами, увенчанными зубцами, башнями и бойницами. Ядро крепости составляла массивная круглая или четырехугольная, состоявшая из нескольких этажей башня (донжон) убежище феодала. Вокруг него обширный двор с жилыми и служебными постройками. Возвышаясь над убогими хижинами и домами, замок воспринимался как воплощение незыблемой силы. Опыт строительства замков был впоследствии перенесен на монастыри. 2. Архитектура. Замок Сюлли, X-XI вв., Франция
Композиционным центром монастыря в городе обычно был храм самое значительное создание романской архитектуры. Он поднимался островерхими башнями над небольшими окружающими его строениями. Наружный вид романсного собора суров, прост и ясен. Он предельно четко передает внутреннюю структуру здания. Это единый, мощный замкнутый объем, имеющий с восточной стороны пирамидальную форму. Центральный неф возвышается над боковыми, на востоке главная апсида. Центр композиции образует башня средокрестия, увенчанная шпилем. Иногда западный фасад, апсида и трансепты замыкаются башнями- колокольнями. Запад Восток Собор Мария Лаах – часть аббатства на берегу Лаахского озера, горы Айфель. Аббатство принадлежит ордену бенедиктинцев. Германия, XI – XII вв.
Интерьер собора Марии Лаах.
Монастырь Клюни – Бывшее бенедиктинское аббатство. Подчинялось непосредственно папе. На его территории была построена самая большая в Европе церковь Петра и Павла: пятинефная базилика. (Разрушена в конце XVIII в.) Франция – центр средневековой романской архитектуры.
Бенедиктинцы старейший католический монашеский орден, основанный святым Бенедиктом Нурсийским в VI веке. В эпоху раннего Средневековья бенедиктинские монастыри были главными очагами культуры в Западной Европе. Из школ при аббатствах вышли практически все выдающиеся ученые того времени, в библиотеках сохранялись и переписывались древние рукописи, велись хроники, велось обучение. При монастырях организовывались ярмарки, оживлявшие торговлю; больницы, где лечили страждущих. Бенедиктинские монастыри оказали сильное влияние на развитие архитектуры, первые образцы романского стиля появились в аббатстве Клюни, а готического - в аббатстве Сен-Дени.
Монастырь на о. Мон-сен-Мишель, Франция. В 966 г. был возведен монахами бенедиктинцами. Многократно достраивался и перестраивался.
Крупнейшими центрами романской архитектуры стали также Германия и Италия. Пизанский собор (XI – XII в) это пятинефная базилика. Поверхность стен облицована белым и черным мрамором.
Пизанская башня – 1173 г. – это колокольня собора в г. Пиза. Ее высота составляет 55 м, отклон от вертикальной оси – на данный момент – 4,6м.
Баптистерий (помещение для крещения). Флоренция, 1000 – 1100 гг.
Мозаика баптистерия
Церковь св. Михаила в Гидельсгейме, Германия – 1003 гг.
Капелла в Аахене. Германия. 790 – 800 гг. Редкий случай сохранения архитектуры времени Карла Великого.
Старый собор в Саламанке. Испания, Кастилия, 1160 – Этот храм считается вершиной романского искусства в Испании, хотя в его архитектуре присутствовали черты мавританской архитектуры.
Сравните строения