Базовые элементы модели конкурентоспособного выпускника ОУ ПО Методический семинар 31 октября 2012 г.
План методического семинара 1. Развитие понятия «конкурентоспособность выпускника» в истории профессионального образования России 2. Результаты анкетирования педагогического коллектива МПГТ 3. Деловая игра «Модель конкурентоспособного выпускника» 4. Основные направления деятельности по формированию конкурентоспособного выпускника в условиях МПГТ
Развитие понятия «конкурентоспособность выпускника» в истории профессионального образования России
Развитие понятия «конкурентоспособность выпускника» в истории профессионального образования России Майкл Юджи́н По́ртер профессор кафедры делового администрирования Гарвардской бизнес-школы автор понятия «конкурентоспособность» (1980 г.)
Развитие понятия «конкурентоспособность выпускника» в истории профессионального образования России Российские учёные, занимавшиеся проблемой подготовки конкурентоспособного выпускника ОУ ПО В.Д. Андрианов, Р.А. Фатхутдинов, П.П. Вощекин, М.И. Гельвановский, И.М. Лифиц, Ю.В. Зарубина, Л.Г. Миляева, Ю.В. Прушинский, А.З. Селезнев, Г.Н. Соколова, И.А. Спиридонов и др.
Развитие понятия «конкурентоспособность выпускника» в истории профессионального образования России 4 группы трактовок понятия «конкурентоспособность выпускника»: как значимый показатель рейтинга ОУ ПО; как результат качества профессиональной деятельности сотрудников ОУ ПО, «конечный продукт деятельности ОУ ПО, поставляемый на рынок труда»; как способность работника к индивидуальным достижениям в труде, представляющим вклад в достижение целей организации, предприятия; качество профессиональной подготовки, соответствующее меняющимся потребностям работодателя в функциональном качестве труда
Развитие понятия «конкурентоспособность выпускника» в истории профессионального образования России Конкурентоспособный выпускник - субъект профессиональной деятельности, реализующий свой личностный потенциал в условиях насыщенного рынка труда и удовлетворяющий быстро изменяющиеся потребности работодателей и общества, готовый к конкурентным действиям
Факторы, оказывающие влияние на востребованность конкурентоспособных специалистов 1. Адаптация профессионального образования к новым экономическим условиям 2. Становление нового культурного типа личности: активной, компетентной, конкурентоспособной, мобильной 3. Информатизация жизни общества 4. Профессионализация в течение трудовой деятельности, включая готовность человека учиться и переучиваться в течение всей жизни
Модель конкурентоспособного выпускника Л.М. Митина определяет конкурентоспособность как интегральное свойство, совокупность личностных качеств, позволяющих специалисту быть более успешным на рынке труда по сравнению с другими, обладающими аналогичной подготовкой
Результаты анкетирования педагогического коллектива МПГТ Что значит быть конкурентоспособным выпускником? Владеть ЗУН по профессии (специальности) Быть востребованным на рынке труда Быть адаптированным в обществе Быть инициативным, готовым к участию в модернизации экономики Обладать позитивными чертами характера Найти достойное место в жизни
Деловая игра «Модель конкурентоспособного выпускника»
Деловая игра «Модель конкурентоспособного выпускника» ГРУППА 1 ОБУЧАЮЩИЕСЯ ГРУППА 2 ПЕДАГОГИ ГРУППА 3 РАБОТО- ДАТЕЛИ
Деловая игра «Модель конкурентоспособного выпускника» 1. Вам необходимо в соответствии с заданной ролью подумать и назвать 5 качеств, характеризующих конкурентоспособного выпускника ОУ ПО. Обязательно необходимо обосновать свой выбор. Вы можете начать свой ответ с тех фраз, которые находится у вас на листе. 2. В ходе обсуждения, вы можете воспользоваться списком качеств личности, характеризующих конкурентоспособного выпускника. 3. Запишите выбранные вами качества личности выпускника на листках бумаги и подготовьте выступление (2-3 минуты).
«Модель конкурентоспособного выпускника» Личностные качества Позитивная самооценка «Карьерный» рост Сформированность ПК в соответствии с ФГОС Востребованность на рынке труда Лестница успеха
Основные направления деятельности по формированию конкурентоспособного выпускника в условиях МПГТ
Проблемное поле Конкуренто- способный выпускник Как подготовить? Как измерить качество подготовки?
Результаты анкетирования педагогического коллектива МПГТ Что необходимо изменить в образовательном процессе, чтобы подготовить конкурентоспособных выпускников МПГТ? Применять современные технологии и методы профессионального обучения Оснастить кабинеты и мастерские современным оборудованием (МТБ) Увеличить количество практических занятий, часы на производственную практику Расширить формы взаимодействия с работодателями Повысит уровень профессиональной компетенции педагогических работников техникума
Основные направления деятельности Учебный процесс Воспитательный процесс Профориентация и работа с социальными партнёрами Участники образовательного процесса: Педагогический коллектив Обучающиеся Работодатели Родители
Основные направления деятельности Нетрадиционные формы учебных занятий в формировании конкурентоспособного выпускника Современные педагогические технологии в формировании конкурентоспособного выпускника Эффективные формы контроля уровня сформированности профессиональных компетенций выпускника Воспитательный процесс Профориентация и работа с социальными партнёрами !
Основные направления деятельности Система тематических классных часов по формированию личностных качеств конкурентоспособного выпускника Молодёжные клубы как форма развития личностных качеств конкурентоспособного выпускника Массовые мероприятия (профессиональные праздники, акции, конкурсы) и их роль в формировании конкурентоспособного выпускника Учебный процесс Профориентация и работа с социальными партнёрами !
Основные направления деятельности Эффективные формы взаимодействия с общеобразовательными учреждениями по привлечению «замотивированного» на получение профессионального образования выпускника школы Программы сотрудничества с социальными партнёрами по подготовке конкурентоспособного выпускника Нетрадиционные формы сотрудничества с социальными партнёрами по подготовке конкурентоспособного выпускника Учебный процесс Воспитательный процесс !
Основные направления деятельности Учебный процесс Воспитательный процесс Профориентация и работа с социальными партнёрами Участники образовательного процесса: Педагогический коллектив Обучающиеся Работодатели Родители
Результаты анкетирования педагогического коллектива МПГТ Как вы видите своё участие в реализации программы ОЭР? УчастиеКол-во человек нет0 + / ???3
Домашнее задание 1. Определить направление деятельности в рамках темы ОЭР (учебный процесс, воспитательный процесс, профориентация и социальное партнёрство) 2. Сформулировать тему работы в рамках ОЭ площадки «Формирование общей культуры выпускника через систему классных часов «Семья моих «Я»; «Повышение уровня профессиональных компетенций через активные формы работы на учебном занятии» тема = что будем формировать + с помощью чего (или как) 3. Сдать информацию Фадеевой О.Н. до 7 ноября 2012 г. ФИО Направление деятельности Тема
Спасибо за активную работу!