1 ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ УРОКУ в рамках ФГОС
Современный урок - это, прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ. Ю.А. Конаржевский
Характеристика системы Школа ТрадиционнаяРазвивающая Интегрирующее название Школа памятиШкола мышления Цель обученияПередача знаний, умений, навыков Развитие способностей Главные девизы педагога Делай, как Я Я над вами Думай, как сделать Я- вместе с вами Роль учителяВещатель информации, передатчик и пропагандист знаний, хранитель норм и традиций Организатор деятельности учеников и их сотрудничества, консультант, управляющий учебным процессом Стиль преподавания Авторитарный, монологичный (со стороны педагога) Демократичный, диалогичный (учитель – ученик) ПриоритетЗа объективной истинойЗа субъектом обучения ЛичностьСредство обучения (личность педагога) Цель обучения (личность ученика) Преобладающий метод обучения Информационный, репродуктивный Проблемно-поисковый, исследовательский
Ориентация педагогических и методических средств На усвоение знанийНа развитие личных качеств ученика, его умений и способностей Форма организации занятий Фронтальная, групповаяИндивидуальная, групповая Вид преобладающей деятельности учащихся Слушание, участие в беседе, заучивание, репродукция, работа по алгоритму Самостоятельный поиск, исследование, творческая работа Время урока, отводимое на самостоятельную работу учеников, по сравнению с временем изложения материала педагогом МалоеСопоставимо или большее Позиция ученикаПассивная, т.к. отсутствует интерес Активная, инициативная, наличие интереса Мотив к учениюОтсутствует или создаётся эпизодически Создаётся всегда и целенаправленно Психологический климат урока Формируется изредка, подчас «стихийно» Формируется всегда и целенаправленно Содержание обученияЗаранее определено учебником Рождается в процессе урока
5 Ученик - субъект учебной деятельности Разнообразие источников знаний: слово учителя; самостоятельное наблюдение; учебные пособия; игрушки; приборы и приспособления Структура урока динамична, присутствуют целый набор разнообразных действий и операций, Объединенных в целесообразную деятельность Учитель поддерживает инициативу ученика в нужном направлении и обеспечивает приоритет его деятельности по отношению к собственной Критерии, по которым учитель оценивает ученика определены заранее и разделяются обучающимися; Вместо цели урока на передний план выходит цель индивидуальной или коллективной деятельности обучающихся Изменение представления учителя о современном уроке
6 1.Требования к результатам 2.Системно -деятельностный подход 3.Новая система оценки
Предметные освоенный опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе научной картины мира Метапредметные освоенные универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметные понятия. Личностные готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностные установки обучающихся, социальные компетенции, личностные качества Результаты освоения основных образовательных программ Развитие компетентности к обновлению компетенций Требования к результатам – ведущая, системообразующая составляющая
Основная педагогическая задача: организация условий, инициирующих детское действие Основная педагогическая задача: организация условий, инициирующих детское действие Системно-деятельностный подход Чему учить?обновлениесодержанияобразования Как учить? Обновление технологий образования Ради чего учить?Ценностиобразования развитие личности учащегося на основе освоения развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности.
9 СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Так как основной формой организации обучения является урок, то необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системно-деятельностного подхода.
«Деятельность формируется только в деятельности» Л.С.Выготский
11 Система дидактических принципов образования Система дидактических принципов образования научности;научности; доступности;доступности; наглядности;наглядности; прочности;прочности; сознательности и активности;сознательности и активности; системности и последовательности;системности и последовательности; связи теории с практикой.связи теории с практикой. деятельности непрерывности целостности минимакса психологической комфортности вариативности творчества
Новая система оценки Образовательный процесс направлен на овладение системой учебных действий.(УУД) Оценивается способность к решению учебно- познавательных и учебно-практических задач. Используется комплексный подход к оценке результатов, уровневый подход к разработке контрольно-измерительных материалов. Применяется накопительная система оценивания (портфолио).
13 Требования к современному уроку 1.Изменение парадигмы образования: от знаниевой к деятельностной. 2.Изменение содержания образования и форм, приемов и методов, технологий. 3.Изменение педагогической позиции «ученик – учитель». 4.Формирование внутренних мотивов деятельности ученика. 5.Личностное целеполагание и личностное содержание материала. 6.Рефлексия результатов образовательной деятельности.
14 ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ 1.Удивляйся сам, удивляй других. 2.Нельзя жить в обществе и быть свободным от общества. 3.Не останавливаться на достигнутом, всегда идти вперед. 4.Развивайся сам и развивай других.