Установление партнерских отношений с родителями Кислицына Е., методист по социальной работе Симферопольского городского методического центра
Отношение к родителям как к партнерам Общение с родителями Оказание необходимой поддержки Привлечение к совместной работе
Отношение к родителям как к партнерам Признание, что семья есть элементом стабильности в жизни ребенка, в то время как педагоги будут все время меняться Семью необходимо считать основным получателем образовательных услуг Поддерживать и уважать решения, которые принимаются семьей Родители - партнеры учителей (не следует давать советы, необходимо идти в одну сторону) Классный руководитель – личность, родители ведут детей к такому учителю.
Общение с родителями. 1. Знакомство До начала занятий (подготовительный класс) Обмен информацией (своими наблюдениями за поведением, поступками и т.д.) Посещение семьи на дому (по согласованию) От родителей: Медицинские сведения о состоянии здоровья; изменения в окружении; планы относительно будущего ребенка; режим дня, посещение дополнительных занятий Использовать коммуникативные умения: слушать, ставить вопросы, подходить к проблеме с разных сторон
Общение с родителями. 2. Индивидуальный подход в работе с родителями Встречи Доска объявлений (информация, работы детей) Переписка (коммуникация – ключевой элемент) Привлечение в работу родительского комитета Позитив со стороны учителя Деликатность в любом вопросе
Оказание поддержки Отстаивание интересов детей (их семей) – дело общее с родителями: доступность, необходимые ресурсы и др. Обмен информацией (рассказ об успехах и проблемных вопросах) Иметь представление об общественных и родительских организациях города, контакты ГМЦ, ИРЦ Владеть методиками, приемами и формами работы с детьми (самообразование, участие в семинарах, встречах и др.)
Привлечение к работе Проведение Дней открытых дверей Работа с лидерской командой (состав зависит от особенностей ребенка) Написание индивидуального плана развития ребенка, индивидуального учебного плана Участие в заседаниях родительского комитета класса, школы
Для успешного взаимодействия с родителями Четко и последовательно делайте упор на ценности ребенка (родители оценят умение учителя видеть разные аспекты личности ребенка, а не только его академическую успешность. Им интересен индивидуальный прогресс собственного ребенка) Не разглашайте конфиденциальную информацию о семье или ребенке (информация для лидерской команды нужна лишь в том объеме, который необходим для работы)
Для успешного взаимодействия с родителями Ставьте себя на место родителей детей с особыми потребностями Договоритесь с родителями о том, каким способом будете обмениваться информацией (посещение семей на дому, эл.почта, телефон) Говорите на «понятном» языке Ведите соответствующие записи (дневник наблюдений) – это поможет найти эффективные формы решения проблем, постановки новых целей, планирования работы Практикуйте проведение Дней открытых дверей
Мнение родителей необходимо учитывать при: Оценивании и диагностике ребенка Идентификации сильных качеств и сфер, в которых он отстает Определении целей и задач на учебный год Определении услуг, которые необходимы ребенку и его семье Принятие решений о направлениях работы с ребенком после завершения учебного процесса
Принципы педагогической деятельности ориентированные на интересы семьи Признание, что семья есть элементом стабильности в жизни ребенка, в то время как педагоги будут все время меняться Эффективное сотрудничество педагогов с родителями и другими специалистами Регулярный обмен информацией Формирование культуры инклюзии Понимание и учет потребностей детей во время разработки учебных и других программ Осознание уникальности каждой семьи, создание условий поддержки семьи
Не забывайте! Ведение записей (дневников наблюдений) Педагогическое просвещение родителей Обращайтесь за помощью к специалистам Совместно намечайте далеко идущие планы и празднуйте маленькие победы (долгосрочные и краткосрочные цели) Привлекайте родителей к приспособлениям кабинета (рабочего места): освещение, звукоизоляция, место отдыха и др. Привлекайте к сбору материалов для портфолио
Чтобы начать работу Перестать бояться детей с инвалидностью и их родителей Поверить в них Поверить в то, что вы им можете помочь!