Элективный курс по русскому языку для предпрофильной подготовки Удивительное рядом… Практическая фразеология Количество часов- 12 Автор-составитель- Н.М.Божко Учитель: Н.П.Лысова СОШ 5 Г.Пыть-Ях
Удивительное рядом… Практическая фразеология Пояснительная записка Данный курс предлагается для изучения в 9 классах. Количество часов- 10. «Если язык можно сравнить с тканью мышления, то фразеологизмы- это драгоценные нити, сообщающие ткани своеобразную, неповторимую расцветку и блеск».Поэтому знание фразеологии- необходимейшее условие глубокого овладения родным языком. Умение правильно пользоваться фразеологическим богатством характеризует степень владения речью. Элективный курс «Удивительное рядом…Практическая фразеология» состоит из двух главных частей: теории и практики, причем в начале дан материал для занятий, раскрывающих характерные особенности фразеологического оборота, с тем, чтобы научить ребят отличать его от свободного сочетания слов и находить его в речи. Дальнейший материал разделен по принципу доступности: от простейшего к сложному. Затронуты некоторые вопросы стилистического употребления фразеологизмов. Следует особо подчеркнуть, что фразеологические обороты обогащают язык, делают речь яркой, образной, меткой.
ЦЕЛЬ предлагаемого элективного курса: - научить ребят правильно и умело пользоваться фразеологическими оборотами как в устной, так и в письменной речи. ЗАДАЧИ: пробудить интерес учащихся к фразеологии; пробудить интерес учащихся к фразеологии; распознавать фразеологизмы в тексте; распознавать фразеологизмы в тексте; усваивать смысловые значения фразеологизмов; усваивать смысловые значения фразеологизмов; обогатить фразеологический запас учащихся. обогатить фразеологический запас учащихся. В результате изучения курса учащиеся должны ЗНАТЬ: истоки происхождения фразеологизмов; истоки происхождения фразеологизмов; причины возрождения библейских фразеологизмов в современной художественной литературе; причины возрождения библейских фразеологизмов в современной художественной литературе; Роль фразеологизмов в литературе и публицистике. Роль фразеологизмов в литературе и публицистике. В результате изучения курса учащиеся должны УМЕТЬ: пользоваться фразеологическим богатством русского языка; пользоваться фразеологическим богатством русского языка; выяснить смысл и цели использования устойчивых оборотов речи в художественных произведениях, публицистике. выяснить смысл и цели использования устойчивых оборотов речи в художественных произведениях, публицистике.
Литература Для учителя: 1. Альманах «Искусство в школе».- Самара, Арсирий, А.Т. Материалы по занимательной грамматике русского языка.- М.: Просвещение, Акушин,Н.С.,Акушина,М.Г. Крылатые слова.- М., Воробьев,П.Г. Комедия «Ревизор» в практике изучения ее в средней школе.- М., Вульфсон,Р.Е. и др. Упражнения по лексике и фразеологии.-М.: Просвещение, Гужва,Ф.К. Современный русский литературный язык.- Киев, Ожегов,С.И. Словарь русского языка.-М., Розенталь,Д.Э. Практическая стилистика русского языка.- М., Срезневский,И.И. Древнерусский словарь.- Репринтное изд.: в 3 т.- М.: Книга, Солганик, Г.Я. Лексика газеты.-М., Фразеологический словарь русского языка/под ред.А.И.Молоткова.- М., Шанский, Н.М. Русский язык. Лексика. Словообразование.- М: Просвещение,1975. Для учащихся: 1. Арсирий, А.Т. Материалы по занимательной грамматике русского языка.- М.: Просвещение, Вульфсон,Р.Е. и др. Упражнения по лексике и фразеологии.-М.: Просвещение, Григорян,А.Т. Язык мой – друг мой.- М., Колосов, В.В. История русского языка в рассказах.- М., 1982.