ПРОЕКТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА
ТЕМА: «Овладение эффективными технологиями взаимодействия с родителями как условие профессионального саморазвития педагога». РАЗРАБОТЧИК: АННА ОЛЕГОВНА ГУДИНОВА, воспитатель МДОУ д/с «Боровичок» села Гришенского Мамонтовского района. РАЗРАБОТЧИК: АННА ОЛЕГОВНА ГУДИНОВА, воспитатель МДОУ д/с «Боровичок» села Гришенского Мамонтовского района.
«Чтобы выполнить большой и важный труд, необходимы две вещи: ясный план и ограниченное время». Элберт Хаббард «Чтобы выполнить большой и важный труд, необходимы две вещи: ясный план и ограниченное время». Элберт Хаббард
Актуальность Необходимым условием развития и качественного функционирования любого дошкольного образовательного учреждения является система эффективного взаимодействия с родителями воспитанников, как заказчиками образовательных услуг и направлений в развитии способностей детей. В МДОУ д/с «Боровичок» на протяжении нескольких лет ведётся поиск разного рода способов взаимодействия с родителями, формирование мотивации к сотрудничеству, содействию, сотворчеству с членами педагогического коллектива. Педагогами ДОУ используются современные технологии организации образовательного процесса в условиях взаимодействия с семьями воспитанников. Но существует проблема владения и постоянного повышения компетентности педагогов ДОУ в направлении данного взаимодействия. Для повышения эффективности и качества образовательных услуг необходимо разработать стратегию оптимального и качественного взаимодействия названных выше объектов, совершаемого «от всего сердца и с определённой целью». Полноценный и содержательный переход к такому взаимодействию невозможен без разработки проекта овладения эффективными технологиями самого взаимодействия как условия профессионального саморазвития каждого члена педагогического коллектива.
Непосредственный переход к такому взаимодействию позволит: дошкольному учреждению перейти из режима функционирования в режим развития; дошкольному учреждению перейти из режима функционирования в режим развития; повысить качество образовательного процесса в условиях модернизации системы образования; повысить качество образовательного процесса в условиях модернизации системы образования; педагогу освоить эффективные технологии взаимодействия с родителями в рамках повышения собственной компетентности по данной проблеме; педагогу освоить эффективные технологии взаимодействия с родителями в рамках повышения собственной компетентности по данной проблеме; внедрить новые педагогические технологии в образовательный процесс путём разработки и апробации авторских программ, ориентированных на запросы родителей. внедрить новые педагогические технологии в образовательный процесс путём разработки и апробации авторских программ, ориентированных на запросы родителей. Поиск решения этих проблем потребует от педагога изучения и анализа собственных педагогических возможностей, творческого потенциала, оригинальной и продуктивной деятельности, что является непременным условием саморазвития педагога, повышения его профессиональной компетентности, а сам образовательный процесс сделает прозрачным и открытым для участия родителей, воспитанников, всех членов педагогического коллектива и других социальных партнёров. Неотъемлемым результатом совместной работы станет использование метода проектов в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, что позволит значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей. Проект будет реализовываться через повышение профессиональной компетентности самого разработчика проекта, педагогов, просветительскую работу с родителями, создание предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями метода проектов.
Цель: повышение собственной профессиональной компетентности по проблеме взаимодействия с семьями воспитанников; создание эффективной модели саморазвития, обеспечивающей повышение качества образовательных услуг дошкольного учреждения; создание системы работы по внедрению в образовательный процесс ДОУ новой технологии – технологии педагогического проектирования. повышение собственной профессиональной компетентности по проблеме взаимодействия с семьями воспитанников; создание эффективной модели саморазвития, обеспечивающей повышение качества образовательных услуг дошкольного учреждения; создание системы работы по внедрению в образовательный процесс ДОУ новой технологии – технологии педагогического проектирования.
Задачи: Проанализировать свои педагогические возможности, творческий потенциал, умение искать подход к людям в условиях освоения эффективных способов взаимодействия с семьями воспитанников. Проанализировать свои педагогические возможности, творческий потенциал, умение искать подход к людям в условиях освоения эффективных способов взаимодействия с семьями воспитанников. Изучить и выбрать для собственной деятельности инновационные технологии по проблеме эффективного взаимодействия с родителями. Изучить и выбрать для собственной деятельности инновационные технологии по проблеме эффективного взаимодействия с родителями. Разработать и реализовать стратегию взаимодействия с семьями воспитанников с использованием проектной деятельности. Разработать и реализовать стратегию взаимодействия с семьями воспитанников с использованием проектной деятельности. Обобщить свой педагогический опыт для выявления возможных трудностей и перспектив дальнейшей деятельности. Обобщить свой педагогический опыт для выявления возможных трудностей и перспектив дальнейшей деятельности.
Гипотеза Если в процесс саморазвития внедрить стратегию взаимодействия с семьями воспитанников, основанную на использовании проектной деятельности, то сам процесс станет более качественным, эффективным и постоянным.
Предполагаемые результаты: Разработана и реализована стратегия эффективного взаимодействия педагогов с семьями воспитанников. Разработана и реализована стратегия эффективного взаимодействия педагогов с семьями воспитанников. Педагогическое проектирование является основным качественным и эффективным методом организации образовательного процесса в ДОУ. Педагогическое проектирование является основным качественным и эффективным методом организации образовательного процесса в ДОУ. Педагог владеет способностью постоянно повышать свою профессиональную компетентность по проблеме взаимодействия с родителями. Педагог владеет способностью постоянно повышать свою профессиональную компетентность по проблеме взаимодействия с родителями. Родители станут активными участниками образовательного процесса; взаимодействие с семьей позволит добиться наибольших результатов в образовательно-воспитательной работе ДОУ. Родители станут активными участниками образовательного процесса; взаимодействие с семьей позволит добиться наибольших результатов в образовательно-воспитательной работе ДОУ. Педагог способен обобщать и распространять свой педагогический опыт. Педагог способен обобщать и распространять свой педагогический опыт.
Участники: Разработчик проекта: воспитатель – Гудинова А.О. Разработчик проекта: воспитатель – Гудинова А.О. Родители воспитанников МДОУ детский сад «Боровичок» села Гришенского Мамонтовского района. Родители воспитанников МДОУ детский сад «Боровичок» села Гришенского Мамонтовского района. Педагогический коллектив МДОУ детский сад «Боровичок» села Гришенского Мамонтовского района. Педагогический коллектив МДОУ детский сад «Боровичок» села Гришенского Мамонтовского района.
Сроки реализации проекта: 2010 – 2012 гг.
Стратегия реализации проекта
2-й этап Создание программы сотрудничества (выбор содержания, форм взаимодействия с семьёй ребёнка) 3-й этап Реализация программы сотрудничества 4-й этап Анализ полученных результатов 1-й этап Изучение семьи ребёнка, детско- родительских отношений, желания сотрудничать
Содержание практической деятельности по реализации проекта
Подготовительный этап МероприятияЦельУчастники Поиск информации, подбор современной литературы по проблеме взаимодействия с родителями. Изучение условий и современных педагогических технологий по проблеме взаимодействия с семьями воспитанников. Внедрение в практику собственной профессиональной деятельности современных педагогических технологий по проблеме взаимодействия с родителями. Изучить современные технологии взаимодействия с семьёй для повышения собственной профессиональной компетенции по данной проблеме. Повышение собственной профессиональной компетенции по данной проблеме. Повышение качества дошкольного образования посредством эффективного взаимодействия с семьёй. Разработчик проекта, воспитатель Гудинова А. О.
Основной этап Мероприятия, направленные на организацию сотрудничества между родителями, детьми и членами педагогического коллектива с целью создания единого образовательного пространства и повышения педагогической компетентности родителей и профессиональной компетентности педагогов по использованию в ДОУ метода педагогического проектирования.
Основной этап реализации проекта Изучение педагогических установок родителей Поиск и формирование общей стратегии воспитания детей Проведение проблемных семинаров Выставка методической литературы «Делимся опытом» Проведение родительских собраний Проведение индивидуальных консультаций Презентация творческих проектов
Итоговый этап МероприятияЦелиУчастники Рефлексивно- аналитический семинар по проблемам взаимодействия семьи и ДОУ. Подготовка к презентации проекта. Презентация проекта. Анализ сложившейся системы взаимодействия семьи и ДОУ; выявление положительных и отрицательных моментов; внесение поправок в случае нерешённых проблем; поиск перспективы. Систематизировать продуктивность и результативность совместной деятельности. Обсуждение конечных результатов; разработка стратегии дальнейшего взаимодействия. Разработчик проекта, воспитатель Гудинова А. О., родители, педагоги. Разработчик проекта, воспитатель Гудинова А. О., родители, педагоги. Разработчик проекта, воспитатель Гудинова А. О., родители, педагоги.