Инклюзивное образование возможно только в инклюзивной школе: опыт разработки и реализации проекта в Новосибирской области ГБОУ НСО «Областной центр диагностики.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Инклюзия… Ближайшая перспектива или недосягаемая мечта Государственное учреждение образования «Детский сад-средняя школа 1 г. Речицы»
Advertisements

КОНЦЕПЦИЯ развития инклюзивного образования в Республике Казахстан ПРОЕКТ Ким Ирина 4-й курс, спец-ть «Логопедия»
Задачи государственной политики в сфере образования : создание условий для доступа к качественному образованию и успешной социализации детей ; в любой.
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад компенсирующего вида 312 «Жемчужинка» Региональная стажировочная.
Выступление подготовлено Е. Г. Гурович по материалам сборника « Инклюзивное образование » Москва 2010 г.
Директор ГБОУ ЦПМСС « Взаимодействие » Ковалев Евгений Валерьевич.
Организация обучения детей с ОВЗ, детей-инвалидов в условиях инклюзивного образования Пьячёва О.В., заведующий ПМПК.
Г.К. Веселова, кандидат педагогических наук, заместитель директора по ВР МБОУ СОШ 1 имени 50-летия «Красноярскгэсстрой» г.Саяногорск.
МОУ СОШ февраля 2011 года г. Энгельс. « Мы просто обязаны, - подчеркнул Д.А.Медведев на заседании Совета при Президенте по делам инвалидов 7 апреля.
Стажировочная площадка на базе ГБОУ Республики Марий Эл «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Детство» «Распространение современных.
Новая школа – это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей- инвалидов…
КАКИЕ ЕСТЬ ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ОРГАНИЗАЦИИ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОП. ОБРАЗОВАНИЯ? Презентация студенток второго курса магистратуры Пенсаковой.
1 Проект КОНЦЕПЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ ДЕПАРТАМЕНТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ.
Преемственность дошкольных образовательных и общеобразовательных организаций в реализации инклюзивного подхода Кузнецова Марина Владимировна, научный сотрудник.
Подготовка педагогов для инклюзивного образования В.В. Рубцов ректор ГОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет»
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ Ответственный за ИД кандидат педагогических наук, доцент, ст. воспитатель.
Семинар Организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья Анискова С.П., зам.директора по УВР МОУ 78.
«Практический опыт развития инклюзивного образования в Центральном округе: от эксперимента до массовой практики» Дух Наталья Борисовна - советник ЦОУО.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 160 с углубленным изучением английского языка Государственное.
Концепция развития специального образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Красноярском крае Агентство образования администрации Красноярского.
Транксрипт:

Инклюзивное образование возможно только в инклюзивной школе: опыт разработки и реализации проекта в Новосибирской области ГБОУ НСО «Областной центр диагностики и консультирования» г. Новосибирск 1

Д.А.Медведев 07 апреля 2009 на заседании Совета при Президенте по делам инвалидов: «Мы просто обязаны создать нормальную систему образования для инвалидов, чтобы дети могли обучаться среди сверстников в обычных общеобразовательных школах, и с раннего возраста не чувствовали себя изолированными от общества.»

Инклюзивная школа – наша новая школа Школа для всех Школа личностного развития Школа психологического комфорта Школа психологической безопасности Школа здоровья

Инклюзия – путь развития общего образования Школа психологического комфорта и благополучия – нужна всем! Школа индивидуального подхода - нужна всем! Школа личностного развития - нужна всем! Школа здоровья - нужна всем! Безопасная школа - нужна всем!

Проект «Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве Новосибирской области» – компонент комплекса мер по модернизации региональной системы образования: 35 школ Новосибирской области, 706 детей сентябрь 2011 года

Система образования Новосибирской области: шаги к инклюзивному образованию и барьеры в пути: 2009 год 6 предпосылки Сложившаяся и успешно работающая система специального (коррекционного) образованияСложившаяся и успешно работающая система специального (коррекционного) образования Наличие элементов психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в территориях: ППМС-центры, ПМПК, консилиумы ОУ (70% ОУ)Наличие элементов психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в территориях: ППМС-центры, ПМПК, консилиумы ОУ (70% ОУ) Подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров для работы с детьми с ОВЗ, в том числе по программам инклюзивного обучения (НИКпиПРО, НГПУ, ОЦДК и др.)Подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров для работы с детьми с ОВЗ, в том числе по программам инклюзивного обучения (НИКпиПРО, НГПУ, ОЦДК и др.) Деятельность уникальных ОУ, экспериментальных школДеятельность уникальных ОУ, экспериментальных школ ВЦП «Развитие системы образования для детей-инвалидов и детей с ОВЗ»ВЦП «Развитие системы образования для детей-инвалидов и детей с ОВЗ» Обязательность лицензирования ОУ, обучающих детей с ОВЗОбязательность лицензирования ОУ, обучающих детей с ОВЗ барьеры Слабое взаимодействие существующих элементов, необходимость их интеграции в единую управляемую систему и обеспечение её ресурсами; недостаточность ресурсов (кадры, НПБ, МТБ, методическое обеспечение, ППМС-сопровождение) Отсутствие региональной нормативной правовой базы инклюзивного образования (норматив финансирования, Положение и т.д.) Отсутствие механизма перехода от частных достижений в регионе - к надёжно функционирующей системе Недостаточная проработка механизма оплаты труда педагогов и узких специалистов, работающих с детьми с ОВЗ в условиях массовой школы и дистанционного образования Отсутствие в системе подготовки, переподготовки педагогов для общеобразовательной школы программ по инклюзивному образованию

Образование детей с ОВЗ в Новосибирской области: 2012 год В области создаются и обеспечиваются вариативные условиях образования детей с ОВЗ: специальное (коррекционное), интегрированное, инклюзивное, надомное и дистанционное обучение. Каждый вариант имеет свои возможности и ограничения. Инновационными являются инклюзивное образование и дистанционное обучение. Наиболее сложным для реализации на практике является инклюзивное образование. Инклюзивное образование требует системных изменений в образовательной среде. Инклюзивное образование возможно только в инклюзивной школе.

Участники регионального проекта «Обучение и социализация детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве Новосибирской области» НОВОСИБИРСКАЯ ОБЛАСТЬ нет

Риски реализации проекта Управленческая имитация Управленческая незавершенность Фиктивно-демонстративная деятельность в ОУ Сопротивление в педагогической среде Сопротивление в детских коллективах Сопротивление в родительской среде

Что ожидаем от участников проекта? Добровольность включения в региональный проект Осознание коллективом своих стартовых возможностей Создание реалистичного школьного проекта Стремление создавать сеть – сообщество инклюзивных школ

Работа с педагогическим коллективом Педагоги – главный ресурс и риск инклюзивного образования

Как помогать учителям становиться педагогами инклюзивного образования? 1.Информировать (что такое инклюзия?): ценности, принципы, история. 2.Обсуждать опасения и предубеждения (мифы инклюзии). 3.Представлять доказательные материалы (научные факты, фильмы, пособия). 4.Помогать осваивать необходимые методы и приемы

«Инклюзивная школа – это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников»

Как готовить учителя для работы с детьми с ОВЗ? Формировать ценностное (а не просто терпимое) отношение к особенным детям и к проблемам их развития – как основу ответственной педагогической позиции учителя. Оснащать учителя действенными, эффективными, адекватными современными знаниями о детях, их проблемах, о современном детстве, о закономерностях и особенностях психического развития. Помогать учителю осваивать современные и эффективные методы и приемы (технологии) обучения особенных детей с учетом их психофизиологических возможностей и ограничений (ресурсная педагогика) Обогащать коммуникативный опыт учителя

Родители – второй важный приоритет движения к инклюзии Родители могут быть важным ресурсом и мощным барьером на пути к инклюзивной школе. Работа с родителями не сводится к их информированию. Инклюзивная школа – школа, включающая родителей в свое сообщество.

г. Риск – возможность наступления негативных последствий от наших действий в отношении инклюзии Не ухудшит ли это качество обучения других детей? Не ухудшит ли это условия обучения самих детей с ОВЗ и детей-инвалидов (они уязвимы, нуждаются в спокойной, доброжелательной, ритмичной обстановке; в специальных педагогических условиях). Не ухудшит ли это условия труда учителя, и без того сложные? Не будет ли это «головной болью» директора ( МТБ, НПБ, финансирование)? Не приведет ли это к разрушению системы специального образования? Не потеряют ли работу узкие специалисты? Не растеряем ли мы все достижения в системе обучения детей с ОВЗ (специальные методики, трудовая подготовка, коррекционная помощь…)?

Риски – последствия от нашего бездействия «Дикая инклюзия» в сельских школах по прежнему сохранит свои позиции. Дети с ОВЗ и дети-инвалиды не будут иметь прав на качественное и доступное им образование по месту проживания. Семьи детей с ОВЗ и детей-инвалидов будут продолжать лишаться возможности воспитывать своих детей в собственном доме. Дети, находящиеся в интернатных условиях, будут лишаться сельского образа жизни. Родители детей с ОВЗ и детей-инвалидов будут жить с чувством дискриминации прав их детей и невозможности победить систему. Школа так и не научиться работать с индивидуальностью, с ИОТ. Школа так и не примет ценности развития и не освоит технологии, отвечающие запросам времени. Общество так и не научиться быть толерантным. Инвалиды так и останутся в изоляции (жить среди своих) и на попечении государства.

Чего нельзя допустить? Дикой инклюзии ( как будто…) Повальной инклюзии (всех, без исключения) Поспешной инклюзии (побыстрее отрапортовать) Формальной инклюзии (без необходимых условий) Приказной инклюзии (по графику сверху)

А кто все это будет делать? Министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области Региональный оператор проекта – ГБОУ НСО ОЦДК Органы управления образованием муниципальных территорий НМО «Инклюзивное образование НИПКиПРО НОЦ «Инклюзивное образование» НГПУ Ресурсные центры ППМС-центры ЦПМПК и ТПМПК ПМПк Педагогические коллективы, самоопределившиеся в отношении инклюзивного образования

Недостатки проекта: что предстоит сделать? Необходимо усилить организационно- управленческие механизмы реализации проекта Необходимо включить учреждения дошкольного, дополнительного и профессионального образования Необходимо усилить роль общественно- государственного управления проектом

Дорогу осилит идущий…