Я торжественно присягаю на верность своей Родине – Российской Федерации. Я торжественно присягаю на верность своей Родине – Российской Федерации. Клянусь свято соблюдать её Конституцию и законы, строго выполнять требования воинских уставов, приказы командиров и начальников. Клянусь свято соблюдать её Конституцию и законы, строго выполнять требования воинских уставов, приказы командиров и начальников. Клянусь достойно выполнять воинский долг, мужественно защищать свободу, независимость и конституционный строй России, народ и Отечество. Клянусь достойно выполнять воинский долг, мужественно защищать свободу, независимость и конституционный строй России, народ и Отечество.
Таинственное, мистическое сочетание и соединение событий – гибель ракетоносца и прославление новомучеников и исповедников Российских XX века Юбилейным Архиерейским Собором нашей церкви. У Бога ничто не случайно. В этом совмещении событий видится некое смыкание времён. Ведь угодники Божии, как известные по имени, так и не явлённые миру, но ведомые Господу, отдали свою жизнь за Христа, за веру, за Церковь, за Родину, ибо все они были великими патриотами России. Экипаж подводной лодкиКурск принял мученическую смерть и принёс воинскую жертву во имя любви и верности Отчизне.
К-141 «Курск» атомная подводная лодка с крылатыми ракетами (АПРК) проекта 949А, в/ч (Видяево), шифр «Антей» (обозначение НАТО «Оскар-II»). Заложена в Северодвинске (ПО «Северное машиностроительное предприятие», заводской 662) в 1992 году, спущена на воду в мае 1994 года, принята в эксплуатацию 30 декабря 1994 года. С 1995 по 2000 годы в составе Северного флота России.
К-141 «Курск» История корабля Государство Россия Спуск на воду 1994г. Выведен из состава флота 2000г. Современный статус утилизирована Основные характеристики Тип корабля ПЛАРК Обозначение проекта 949А «Антей» Классификация НАТО «Oscar-II» Скорость (надводная) 15 узлов Скорость (подводная)33 узла Предельная глубина погружения420 м Рабочая глубина погружения500 м Автономность плавания120 суток Экипаж 130 человек Размеры Водоизмещение надводное т Водоизмещение подводное т Длина наибольшая (по КВЛ)154 м Ширина корпуса наиб.18,2 м Силовая установка 2 реактора ОК-650В Вооружение Торпедно-минное вооружение24 торпеды Ракетное вооружение24 ракеты
Затонула в Баренцевом море, в 175 км (по прямой) от Североморска, (69°4000 с. ш. 37°3500 в. д. ) на глубине 108 метров в результате катастрофы, произошедшей 12 августа 2000 года. По официальной версии, в 11 часов 28 минут 26 секунд по московскому времени произошел взрыв торпеды 65-76А («Кит») в торпедном аппарате 4. Причиной взрыва стала утечка компонентов топлива торпеды (пероксид водорода). Через 2 минуты пожар, возникший после первого взрыва, повлёк за собой детонацию торпед, находившихся в первом отсеке лодки. Второй взрыв был эквивалентен взрыву 2-3 тонн тринитротолуола (тротила) и привёл к значительным разрушениям лодки. Все 118 членов экипажа погибли.
30 июля 2000 года экипаж «Курска» принимал участие в военно- морском параде, посвященном Дню Военно-морского флота в Североморске. На 15 октября 2000 года из Североморска планировался выход в Средиземное море авианосно-маневренной группы Северного флота, включавшей «Курск». История службы Экипаж АПРК К-141 был сформирован на Северном флоте в июне 1991 года, первый командир капитан 2-го ранга Рожков Виктор Николаевич. В апреле 1993 года в честь подвига советского народа на Курской дуге в годы Великой Отечественной войны директивой Главнокомандующего ВМФ К-141 присвоено почетное наименование «Курск». В августе-октябре 1999 года лодка участвовала в автономном походе в Атлантический океан и Средиземное море. Велось скрытное наблюдение за группировкой Шестого флота ВМС США в Средиземном море, включавшего авианосец «Теодор Рузвельт», самолёты с которого наносили удары по Сербии во время операции НАТО против Югославии. За время средиземноморского похода «Курск» отработал 5 условных атак по реальным целям. По итогам похода 72 члена экипажа представлены к правительственным наградам. Капитан АПЛ представлен к званию Героя России. «Курск» отмечен, как лучшая подводная лодка Северного флота.
Катастрофа 10 августа 2000 года, согласно плану учений, атомный крейсер "Курск" вышел на учебную задачу недалеко от Кольского залива. Необходимо было произвести пуск крылатой ракеты и учебную торпедную стрельбу по отряду боевых кораблей. Через два дня, 12 августа, когда подводная лодка находилась на полигоне боевой подготовки в Баренцевом море, она не вышла на связь в установленное время (в часов по московскому времени). О крушении "Курска" военному руководству стало известно вечером в субботу 12 августа, когда в командир подлодки повторно не вышел на связь. В 23 часа 30 минут подводная лодка "Курск" в соответствии с требованиями нормативных документов была объявлена "аварийной". Две американские подлодки и норвежский институт сейсмических исследований зарегистрировали два мощных подводных взрыва в Баренцевом море в районе действий российской АПЛ.
Возможные причины гибели Официальная версия Официальный отчёт в 2000 страниц, опубликованный в 2002 году генпрокурором Устиновым, говорит о том, что гибель «Курска» была вызвана взрывом учебной торпеды, которая взорвалась в торпедном отсеке. Торпеды на пероксиде водорода не используются в большинстве флотов мира уже больше 50 лет именно из соображений безопасности и надёжности, на «Курске» же такие торпеды были модель «Кит», разработанная в 1976 году, так как более дёшевы, чем торпеды с дорогими серебряно-цинковыми аккумуляторами. Вскоре после расследования торпеда на пероксиде водорода, которую в целях экономии пытались вернуть на флот, была окончательно снята с вооружения.
Возможные причины гибели Версия вице-адмирала Рязанцева По версии Валерия Дмитриевича Рязанцева, входившего в правительственную комиссию по расследованию причин и обстоятельств катастрофы ПЛ «Курск», причиной первого взрыва стала так называемая «толстая» торпеда ПВ, пополненная воздухом высокого давления 11 августа 2000 года. До 12 августа воздух не мог попасть в резервуар окислителя, так как практическая торпеда была на стеллаже, запирающий воздушный клапан на ней закрыт, а на воздушном курковом кране установлены предохранительные устройства. Неконтролируемая реакция разложения перекиси водорода началась после загрузки торпеды в торпедный аппарат. Из-за недостатка конструкции подлодок этого класса экипаж для предотвращения повышения давления в 1-м отсеке при залповой стрельбе торпедами оставляет открытыми захлопки системы общесудовой вентиляции, в результате чего ударная волна от взрыва торпеды ПВ попала во 2-й отсек и весь личный состав командного отсека получил тяжёлые контузии и оказался в неработоспособном состоянии. Второй взрыв, по версии Валерия Рязанцева, произошёл из-за столкновения АПЛ с грунтом, а не в результате объемного пожара в первом отсеке АПЛ К-141 «Курск», с заполненным водой первым отсеком, на скорости около 3 узлов, с дифферентом на нос градуса на глубине 108 метров столкнулась с грунтом. Торпедные аппараты 1, 3, 5 и 6 с боевыми торпедами, снаряженными взрывателями, смялись и разрушились, что стало причиной взрыва боевых торпед.
Торпедирование Сразу после катастрофы несколько адмиралов и официальных лиц утверждали, что «Курск» был торпедирован американской подводной лодкой. Затем эта версия стала умалчиваться в пользу официальной версии. Однако французский режиссёр Жан-Мишель Карре, в своём фильме «Курск: Подводная лодка в мутных водах» который был показан 7 января 2005 на французском телевидении, утверждает, что «Курск» был торпедирован американской подводной лодкой «Мемфис». Согласно его версии, «Курск» выполнял показательный выстрел новой торпеды «Шквал», эти испытания наблюдались двумя американскими подводными лодками «Мемфис» и «Толедо». «Толедо» шёл на опасной близости под прикрытием «Мемфис», который находился «в тени». В один момент, «Курск» и «Толедо» столкнулись, (видеозапись лежащего на дне «Курска» показывает длинные разрывы на его корпусе) и, чтобы предотвратить выстрел «Курска» в «Толедо», (предполагается, что было услышано открытие трубы торпедного аппарата «Курска»), «Мемфис» открыл огонь торпедой Mk-48 по «Курску». Карре утверждает, что российский президент Владимир Путин преднамеренно скрыл правду о том, что случилось, чтобы не допустить резкого ухудшения отношений с США. Этой же версии придерживаются канадские документалисты и некоторые отставные военные. Сравнение размеров «Курска» и «Толедо»
Реакция властей 15 августа 2000 патриарх Московский и всея Руси Алексий II и члены Архиерейского Собора Русской православной церкви вознесли молитву о спасении экипажа российской подводной лодки «Курск», которая потерпела бедствие в Баренцевом море. Президент В. В. Путин прервал свой отпуск, который он проводил в Сочи, только через пять дней после трагедии 17 августа На вопрос Ларри Кинга о том, что произошло с подлодкой, В. В. Путин, улыбаясь, ответил: «Она утонула». 28 августа 2000 в эфир телеканала ОРТ вышла передача Программа Сергея Доренко, в которой шла резкая критика в адрес Путина по поводу гибели АПРК «Курск». В соответствии с указом президента РФ от все находившиеся на борту были посмертно награждены орденом Мужества, а командиру корабля присвоено звание Героя Российской Федерации.
Капитан атомной подводной лодки "Курск" Геннадий Лячин
В школе 52 г. Курска в 7А классе учится дочь старшего мичмана Калинина Сергея Алексеевича – телеграфиста засекреченной автоматической связи БЧ-2. В школе 52 г. Курска в 7А классе учится дочь старшего мичмана Калинина Сергея Алексеевича – телеграфиста засекреченной автоматической связи БЧ-2. Светлана Калинина в разговоре со мной произнесла: Мне очень не хватает папы, но я знаю, что он герой. Ведь он поступил так, как должен был поступить…Мне очень не хватает папы, но я знаю, что он герой. Ведь он поступил так, как должен был поступить…
Расследование 14 августа по указанию президента В. В. Путина для расследования причин гибели АПЛ «Курск» была создана Правительственная комиссия во главе с заместителем председателя Правительства РФ И. И. Клебановым. В сентябре 2000 года все российские корабли, участвовавшие в учениях, были осмотрены у пирса с внешней надводной и внутренней подводной сторон. Запросы о возможном участии иностранных объектов были направлены, на многие из них были получены ответы, но разрешения на осмотр предполагаемых объектов они не содержали. В 2000 году было проведено несколько обследований затонувшей подводной лодки: детальное обследование в конце сентября с помощью глубоководных обитаемых аппаратов «Мир-1» и «Мир-2»; в октябре ноябре необитаемыми подводными аппаратами и водолазами норвежской компании Halliburton AS с судна Regalia. Вид снаружи
Было установлено, что в 4-м отсеке находилось больше людей, чем там должно было находиться. Расследование По словам одного комментатора, после подъёма в отсеках стоял сильный запах, в некоторых отсеках была большая концентрация угарных газов. 9-й отсек по пояс был заполнен мазутом, водой и прочими веществами, 5-й и 6-й были относительно чистые там практически отсутствовала вода и угарный газ. Общий вид разрушений носа. Фактически спрессовало 2 и 3 отсек в один. В переборках между отсеками есть герметичные межпереборочные стаканы, предназначенные для сохранения предметов в случае непредвиденных ситуаций. Между 8-м и 9-м отсеками их было два, в обоих оказались только предусмотренные регламентом чистые листы бумаги с карандашами. Следствием устанавливалась причина, по которой спасательный аппарат не смог присосаться к площадке в районе 9-го отсека, в день проводилось до 6-7 экспериментов по присосу. Этой причиной стали сколы «зеркальной» площадки.
Журналы и самописцы Было установлено, что в день аварии была отключена аппаратура магнитофонной записи «Снегирь», записывающая переговоры по громкой связи, соответствующий тумблер находился в положении «выключено». По регламенту во время подготовки учебной атаки аппаратура должна быть включена. Также выяснилось, что на атомоходе не была включена сигнализация аварийного буя и несколько лет была отключена система аварийного выброса антенны. С аварийного буя не было снято заводское крепёжное устройство, которое не позволило бую всплыть.
Журналы и самописцы Были обнаружены журналы центрального атомного поста, черновой вахтенный журнал, вахтенные журналы управления левого и правого борта АПЛ. Записи об аварийной обстановке или нештатной ситуации в них отсутствовали. Также были обнаружены три записки подводников. Призыв не отчаиваться, заключающий записку Колесникова, звучит завещанием всем живущим. Здесь темно писать, но наощупь попробую. Шансов похоже нет, 2%. Будем надеяться, что хоть кто-нибудь прочитает. Здесь список к/с отсеков, которые находятся в 9 м… …Всем привет, отчаиваться не надо. Колесников
На основании одной из записок было сделано предположение об отсутствии света и задымленности 9-го отсека.
Идентификация погибших В течение года часть следователей собирала идентификационные признаки, опрашивая родственников, друзей, сослуживцев погибших подводников, запрашивая сведения из медицинских учреждений, вплоть до детских поликлиник. Было собрано 9 томов. Также судебным медикам были предоставлены медицинские книжки, обнаруженные в 4-м отсеке. На 19 декабря извлечено 73 и опознано 65 тел погибших подводников. В феврале 2002 года было сообщено об опознании командира экипажа капитана 1-го ранга Геннадия Лячина и старшего в походе начальника штаба седьмой дивизии Северного флота капитана 1-го ранга Владимира Багрянцева. К 20 марта 2002 года удалось обнаружить и опознать тела 115 погибших подводников. Тела двух матросов Дмитрия Коткова и Ивана Нефедкова, а также главного специалиста Мамеда Гаджиева обнаружить не удалось. По заключению криминалистической медицинской экспертизы подводники, находившиеся в 9-м отсеке, погибли от острого отравления окисью углерода в течение 7-8 часов после катастрофы.
Похороны погибших Похороны моряков с "Курска" продолжались несколько месяцев по всей России, а также в Украине. Захоронение погибших подводников в Петербурге стало самым большим в стране - здесь покоится прах 32 членов экипажа. 12 человек похоронено в Курске, 8 - в Севастополе, 8 - в Северодвинске, а кроме того - в Москве, Севастополе и других городах России. Двое матросов навсегда остались в море... В память о погибших моряках подводного крейсера "Курск" в Москве, Нижнем Новгороде, Севастополе и поселке Видяево были открыты мемориалы. В Северодвинске воздвигнут монумент "Скорбный камень". Мемориал экипажу АПЛ «Курск» в Северодвинске На кладбище Коммунаров в Севастополе Памятник экипажу АПЛ "Курск" в Москве напротив Музея Вооружённых сил. Рубка АПЛ «Курск», установленная в Мурманске Сергея Калинина похоронили 2 ноября 2000г. на мемориалеВахта памяти герою
В Санкт-Петербурге местом захоронения подводников, погибших на АПЛ "Курск", стало мемориальное Серафимовское кладбище. Первые похороны моряков с "Курска" прошли здесь в ноябре 2000 года, когда воинские почести были торжественно отданы двум офицерам-подводникам - Александру Бражкину и Дмитрию Колесникову. Еще 30 семей направили в адрес правительства России просьбы разрешить им похоронить своих погибших родных в Петербурге. На Серафимовском кладбище была заранее определена площадка для захоронения погибших, проведены проектно- изыскательские работы, устроен дренаж, еще в 2000 году выкопали три ряда по десять могил для моряков погибшей подлодки. У могил были бетонные стены, чтобы исключить попадание в могилы грунтовых вод, так как окончательную дату захоронения тогда еще никто не знал. Похороны погибших
12 августа 2010г Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл отметил, что в годовщину трагической гибели подлодкиКурск Русская Православная Церковь молится о моряках- подводниках, которые отдали жизнь в служении родине. Мы помним о всех жертвах этой трагедии и молимся о упокоении их душ. Кто с верой принимает любые испытания, тот легче переносит боль и страдания, - сказал Глава Русской Православной Церкви.Мы помним о всех жертвах этой трагедии и молимся о упокоении их душ. Кто с верой принимает любые испытания, тот легче переносит боль и страдания, - сказал Глава Русской Православной Церкви. В Видяево по просьбе родных и близких были построены два храма, где священнослужители помогали преодолеть родным и близким ситуацию безысходности. Я хочу сказать, что они не одиноки в своей беде. Мы разделяем их горе и скорбь и молимся, чтобы Господь дал силы и мужество перенести потери близких, - добавил Патриарх.Я хочу сказать, что они не одиноки в своей беде. Мы разделяем их горе и скорбь и молимся, чтобы Господь дал силы и мужество перенести потери близких, - добавил Патриарх.
После гибели "Курска" проходят годы, но окончательная истина так и не установлена. Таинственная гибель суперподлодки относится к тому разряду морских тайн, которые будоражат воображение и по прошествии многих лет. Возникали и возникают новые версии, факты, якобы погубившие лодку. Исчерпывающего объяснения происшедшего так и не дали ни власти, ни эксперты, ни следствие. Более того, гибель "Курска" проявила одну пагубную и, к сожалению, типичную для нашей власти тенденцию: нежелание говорить правду. Вокруг гибели "Курска" была нагромождена такая ложь, что уроки катастрофы утонули во вранье и полученный печальный опыт уже невозможно использовать для повышения безопасности подводных лодок. И спустя годы после гибели "Курска" матери говорят: "Мы до сих пор не знаем, почему погибли наши дети". 69°36'59,6 северной широты, 37°34'28,7" восточной долготы... Отныне это последний причал лучшего корабля Северного флота - атомной подводной лодки "Курск" (бортовой номер К-141). С той самой минуты, когда разнеслась весть о трагедии, за судьбой российской субмарины и ее экипажа следил весь мир. Одна версия сменяла другую, но причины гибели атомохода для широкой общественности до сих пор остаются загадкой. У трагедии, случившейся в Баренцевом море, сотни вопросов…69°36'59,6 северной широты, 37°34'28,7" восточной долготы... Отныне это последний причал лучшего корабля Северного флота - атомной подводной лодки "Курск" (бортовой номер К-141). С той самой минуты, когда разнеслась весть о трагедии, за судьбой российской субмарины и ее экипажа следил весь мир. Одна версия сменяла другую, но причины гибели атомохода для широкой общественности до сих пор остаются загадкой. У трагедии, случившейся в Баренцевом море, сотни вопросов…