Мастер – класс «Целеполагание»
«Педагогическая технология характеризуется принципом диагностичной целенаправленности, который означает такой постановки целей обучения и воспитания, которая бы допускала объективный и однозначный контроль степени достижения цели.» В.П.Беспалько
Целеполагание в учебном процессе.
Что знаете о целеполагании? Проблемы есть? Что будем делать, какие совершать действия, чтобы проблем стало меньше?
воспроизводить … давать определение… моделировать… объяснять… применять … составлять … создавать… использовать… анализировать… сравнивать… Великая цель образования - это не знания, а действия Герберт Спенсер, английский философ и социолог
Под целью в образовании следует понимать предвосхищаемый результат – образовательный продукт, который должен быть реальным, конкретным. Поставить цель, значит, предсказать, спрогнозировать предполагаемый результат деятельности.
Как формулировать цель? Цели формируются через результаты, выраженные в действиях учащихся. Цель, сформулированная через результаты обучения, выраженные в таких действиях учеников, которые можно реально опознать, называется диагностической (диагностичной, диагностируемой или операциональной) Цель описывает желаемый, но возможно еще не достигнутый результат.
Цель учебного занятия: 1.Понять, в чём заключается сущность целеполагания, насколько важно ставить цель на уроке. 2.Научиться моделировать цель урока.
Приемы целеполагания 1. Визуальные: Тема-вопрос. Работа над понятием. Ситуация яркого пятна. Исключение. Домысливание. Проблемная ситуация. Группировка. 2. Аудиальные: Подводящий диалог. Собери слово. Исключение. Проблема предыдущего урока.
Схема анализа урока с применением технологии процессуального мониторинга Тема:_____________________________________________________________________________ Класс: _________Количество учащихся:_______ФИО учителя:__________________________ Тип урока Структурные единицы урока Условия организации учебного процесс 1.Осуществление целеполагания- Цели предложены учителем Цели выработаны совместно с учащимися Цели предложены учащимися----- Цели -результаты в течение урока -на обозрении учащихся Цели операционализированы 2.Основная часть урока Наблюдались: - Учебные ситуации для обучения и проявления достижений школьниками ---Управление деятельностью всех школьников с ориентацией на результат Коррекция деятельности учащихся Дифференцированный подход Индивидуально-ориентированный подход Логика учебного процесса Контроль и оценивание. Имели место: -Организация контроля по конкретным критериям Специальные приемы для развития навыков самоконтроля и самооценки у школьников Фиксация достигнутых результатов- 4.Рефлексия -Учащихся- по поводу приращения и образовательных задач Учителя-по поводу качества совместной деятельности на уроке Отдельные выводы: Захотелось ли школьникам достичь поставленные цели-результаты? «Втянулись » ли школьники в достижение конкретных целей-результатов? Умели ли школьники отделить знание от незнания? Понимали ли школьники, чем они занимаются? Осознавали ли школьники результативность своего труда? Получили ли школьники удовлетворение от проделанной работы? Особые выводы:___________________________________________________________________ Эксперт :
Итоговая рефлексия. Что же мы делали сегодня? Какие действия совершали? Получили ли что-то удивляющее, радующее нас, подтверждающее или опровергающее наш собственный опыт? Насколько достигли поставленной цели?
Выводы и рекомендации.
Процесс целеполагания – это коллективное действие, каждый ученик – участник, активный деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения. Дети учатся высказывать свое мнение, зная, что его услышат и примут. Учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия. Именно такой подход к целеполаганию является эффективным и современным..
Методические рекомендации практически все приемы целеполагания строятся на диалоге, поэтому очень важно грамотно сформулировать вопросы, учить детей не только отвечать на них, но и придумывать свои. Цель (как совокупность ожидаемых результатов в области предмета, метапредметности)необходимо записать на доске. При обсуждении выясняется, что цель может быть не одна ( результатов, записанных через умения может быть несколько). В конце урока необходимо вернуться к этой записи и предложить учащимся не только проанализировать, что им удалось достичь на уроке, но и в зависимости от этого – сформулировать свои образовательные задачи.
Формулирование цели в виде конечного образовательного продукта наиболее эффективный способ целеполагания. А по внешним «плодам» учеников всегда можно судить и о внутренних результатах обучения, то есть о развитии личностных качеств учащихся. (Хуторской Андрей Викторович, докт. пед. наук, академик Международной педагогической академии, зав. лабораторией методологии общего среднего образования ГНУ ИСМО РАО, г. Москва).
Результат не то, чему учим, а то, чему научился обучаемый
Вперёд мы уже шли. Теперь давайте пойдем в сторону здравого смысла. Анатолий Рас
Спасибо. Всем огромной любви.