Презентация подготовлена педагогом-психологом ГБОУ ЦПМСС «Бутово», районным методистом Астаховой Л.Л. для выступления на совещании педагогов-психологов ОУ районов Северное и Южное Бутово ноябрь 2012 г.
Стрессовая педагогическая тактика ; Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников ; Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса ; Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей ; Провалы в существующей системе физического воспитания ; Интенсификация учебного процесса ; Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья ; Частичное разрушение служб школьного медицинского контроля ; Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.
Принцип не нанесения вреда Принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся и педагогов Принцип триединого представления о здоровье ( единство физического, психического и духовно - нравственного здоровья ) Принцип непрерывности и преемственности Принцип субъект - субъектного взаимоотношения с учащимися Принцип соответствия сознания и организация обучения возрастным особенностям учащихся. Принцип сочетания охранительной и тренирующей стратегии
непрерывность и преемственность работа ведётся не от случая к случаю, а каждый день и на каждом занятии ; комплексный, междисциплинарный подход единство в действиях педагогов, психологов и врачей ; соответствие содержания и организации обучения индивидуальным особенностям учащихся ; формирование положительных установок – акцент делается только на хорошее ; в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки – успех порождает успех.
По характеру деятельности: частные (узкоспециализированные), комплексные (интегрированные). По направлению деятельности : медицинские (технологии профилактики заболеваний; коррекции и реабилитации соматического здоровья; санитаоно- гигиенической деятельности); образовательные, содействующие здоровью (информационно-обучающие и воспитательные); социальные (технологии организации здорового и безопасного образа жизни; профилактики и коррекции девиантного поведения); психологические (технологии профилактики и психокоррекции психических отклонений личностного и интеллектуального развития). К комплексным здоровьесберегающим технологиям относят: технологии комплексной профилактики заболеваний, коррекции и реабилитации здоровья (физкультурно-оздоровительные и валеологические); педагогические технологии, содействующие здоровью; технологии, формирующие ЗОЖ.
Снятие эмоционального напряжения Создание благоприятного психологического климата на уроке Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни Комплексное использование личностно- ориентированных технологий
снятие учебных перегрузок школьников, приводящих их к состоянию переутомления организация физической активности учащихся, профилактика организация правильного питания школьников во время их пребывания в образовательном учреждении предупреждение вредного воздействия на здоровье учащихся факторов, непосредственно связанных с образовательным процессом ( профилактика школьных болезней ) охрана и укрепление психического здоровья учащихся ( предупреждение школьных стрессов, распространения среди учащихся вредных привычек, зависимостей и т. д.) формирование культуры здоровья учащихся и компетентности педагогов в вопросах здоровья и здоровьесберегающих технологий организация сотрудничества с родителями учащихся по вопросам сохранения и укрепления здоровья их детей.
сохранение психического здоровья всех участников образовательного процесса, формирование культуры здорового образа жизни.
способствовать созданию благоприятной психологической атмосферы в рамках взаимодействия в образовательном учреждении ; повышать компетентность участников образовательного процесса и мотивацию к ведению здорового образа жизни ; реализовывать программы по профилактике потребления ПАВ, применяя модель аффективного обучения в начальной школе и элементы социально - психологических тренингов в среднем и старшем звене ; содействовать учащимся и педагогам в освоении приёмов профилактики нервно - эмоционального напряжения и нетрадиционных методов оздоровления. проводить консультации родителей учащихся по вопросам здоровьесбережения и обучающие семинары по данной тематике для педагогов.
формирование у учащихся умения принимать самого себя и других людей, при этом осознавая свои и чужие достоинства и недостатки; развитие личностной рефлексии детей: умения осознавать свои и чужие эмоции, чувства, причины своих и чужих поступков; формирование потребности в саморазвитии и самоизменении у ребёнка; развитие умения в трудной ситуации находить силы внутри самого себя и принимать ответственность за свою жизнь на самого себя.
предметно - манипулятивные ; двигательно - экспрессивные ; изобразительно - графические ; музыкально - ритмические ; вербально - коммуникативные.
Модель внедрения в работу школы принципов психологии здоровья и педагогической психотерапии ( разработана М. Ю. Громовым и Н. К. Смирновым ). В её основе – активное участие психологов в образовательном процессе школы, превращение школьного психолога в одну из ключевых фигур учебно - воспитательного процесса, основанного на принципах здоровьесбережения
Бабанский Ю. К. « Методические основы оптимизации учебно - воспитательного процесса » 1982 г. – 480 с. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: « ВАКО », 2004, 296 с. - ( Педагогика. Психология. Управление ). Кукушин В. С. Теория и методика обучения. - Ростов н / Д.: Феникс, с. Менчинская Е. А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе : Методические рекомендации по преодолению пере грузки учащихся / Е. А. Менчинская. М. : Вентана - Граф, с. ( Педагогическая мастерская ). Наш выбор – здоровье : досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации / авт.- сост. Н. Н. Шапцева. – Волгоград : Учитель, – 184 с. Орехова В. А. Педагогика в вопросах и ответах : учебн. Пособие. – М.: КНОРУС, С. 147 Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, – с. 62. Советова Е. В.. Эффективные образовательные технологии. – Ростов н / Дону : Феникс, – 285 с. Щукина Г. И. « Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе ». М., Просвещение. – 220 с. О. А. Соколова. Здоровьесберегающие образовательные технологии.
Презентация подготовлена педагогом - психологом ГБОУ ЦПМСС « Бутово », районным методистом Астаховой Л. Л. для выступления на совещании педагогов - психологов ОУ районов Северное и Южное Бутово ноябрь 2012 г.