Психологические взгляды неофрейдистов Третьякова В. Э. Меркулова Н. Н. Борисов А. А.
Неофрейдизм 1. Несогласие с переоценкой влияния биологических факторов на развитие личности. 2. Критика фрейдовского неприятия свободы воли и сосредоточенности на прошлом опыте в ущерб анализу надежд человека. 3. Критика того обстоятельства, что Фрейд строил свою теорию личности на основании наблюдений за невротиками, оставляя без внимания эмоциональную жизнь здоровых людей.
Основные представители неофрейдизма Карен Хорни ( ) Эрих Фромм ( ) Эрик Эриксон ( )
Социокультурная теория личности Карен Хорни (1885–1952) Основные даты биографии г. - поступление в Университет во Фрайбурге г. – медицинская степень в Берлинском университете гг. – изучение психоанализа в Берлинском психоаналитическом институте г. – переезд в Чикаго на должность помощника директора в Чикагском психоаналитическом институте г. – усиление противоречий взглядов с доктриной Фрейда. Основание Американского института психоанализа – 1952 гг. – декан Американского института психоанализа.
Социокультурная теория личности Предпосылки создания теории. 1. Отвержение высказываний Фрейда относительно женщин, в особенности о том, что их биологическая природа предопределяет «зависть к пенису». 2. Убежденность в том, что социокультурные условия оказывают глубокое влияние на развитие и функционирование индивидуума. 3. Клинические наблюдения над пациентами в Европе и Соединенных Штатах предоставили непредвиденные различия в их личностной динамике, что подтвердило влияние культурных факторов.
Социокультурная теория личности Основным фактором в развитии личности являются социальные отношения между ребенком и родителями. Для детства характерны две потребности: - удовлетворение потребностей, - безопасность. Основополагающий фактор – быть любимым, желанным и защищенным от опасности или враждебного мира.
Социокультурная теория личности Избыточные потребности: 1) в любви и одобрении; 2) в руководящем партнере; 3) в четких ограничениях; 4) во власти; 5) в эксплуатировании; 6) в общественном признании; 7) в восхищении собой; 8) в честолюбии; 9) в самодостаточности и независимости; 10) в безупречности и неопровержимости.
Социокультурная теория личности Три стратегии оптимизации межличностных отношений: 1. Ориентация на людей: уступчивый тип. 2. Ориентация от людей: обособленный тип. 3. Ориентация против людей: враждебный тип. Согласно К. Хорни, все эти три стратегии находятся между собой в состоянии конфликта, как у здоровой, так и у невротической личности.
Личность в гуманистическом психоанализе Эрих Фромм ( ) ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ – название, предложенное Эрихом Фроммом для обозначения учения, в основу которого положены идеи гуманистической этики, рассматривающей человека как деятельное и любящее существо.
Факты биографии Эрика Фромма родился 23 марта 1900 года во Франкфурте-на-Майне; в 1922 году получил степень доктора философии в Гейдельбергском университете; В 1934 году эмигрировал в США, в Нью-Йорке начал вести частную практику как психолог и психотерапевт; в 1941 году опубликовал первую книгу "Бегство от свободы"; В 1945 году стал сотрудником Института психиатрии Уильяма Алансона Уайта; с 1949 до 1965 года занимал должность профессора психиатрии в Национальном университете в Мехико; в 1976 году перебрался в Швейцарию со своей женой, где скончался от сердечного приступа в 1980 году.
Механизмы бегства от свободы по Э. Фромму авторитаризм деструктивность конформность автомата
Позитивная свобода Благодаря любви и труду люди вновь объединяются с другими, не жертвуя при этом своим ощущением индивидуальности или цельности.
Экзистенциальные потребности человека 1. Потребность в установлении связей. 2. Потребность в преодолении. 3. Потребность в корнях. 4. Потребность в самотождественности. 5. Потребность в системе взглядов и преданности.
Социальные типы характера 1. Рецептивный тип 2. Эксплуатирующий тип 3. Накапливающий тип 4. Рыночный тип 5. Продуктивный тип
Личность в гуманистическом психоанализе Тезис Э. Фромма заключался в том, что структура характера (типы личности) связана с определенными социальными структурами. Э. Фромм считал, можно создать общество, в условиях которого удовлетворялись бы и индивидуальные, и общественные потребности. Концепция Э. Фромма подтверждает изучение клинических случаев и наблюдения над другими культурами.
Эго-теория личности Эрик Эриксон ( ) Факты биографии: С 1927 года преподаватель в школе Анны Фрейд в Вене, кандидат для занятий в Венском психоаналитическом институте. В 1933 году переезд в Америку, практика в Бостоне с 1933 по 1935 годы. Параллельно штатный сотрудник клиники Генри Мюррея в Гарварде. С 1936 года преподаватель в медицинской школе Йельского университета. С 1942 года профессор психологии университета Беркли, Калифорния. В 1950 году выход первой книги «Детство и общество». Мировое признание. С 1960 по 1970 год – работа в Гарварде.
Эго-теория личности Основные предпосылки создания эго-теории: Связь личности психолога и его теории; Эго как автономная структура личности; Среда как условие формирования личности; Жизнь человека как закон согласованного развития («зубчатое колесо жизненных циклов»); Знание о преодолении человеком кризисов как ключ к пониманию его жизни; Центральное положение теории развития Эрика Эриксона – эпигенетический принцип созревания личности: личность развивается ступенчато, а общество одобряет и поддерживает это развитие.
Эго-теория личности Надежда Сила воли Цель Компетентность Верность Любовь Забота Мудрость 1 стадия – от рождения до годаКонфликт между базальным доверием и базальным недоверием. 2 стадия – от года до 3-х летКонфликт между автономией и сомнением. 3 стадия – от 3-х до 6-ти летКонфликт между инициативностью и чувством вины. 4 стадия – от 6 до 12 летКонфликт между трудолюбием и комплексом неполноценности. 5 стадия – от 12 до 20 летКонфликт эго-идентичности и ролевого смешения. 6 стадия – от 20 до 25 летКонфликт между интимностью и изоляцией. 7 стадия – от 25 до 65 летКонфликт продуктивности и застоя (инертности). 8 стадия – от 65 до смертиКонфликт цельности (эго- интеграции) и отчаяния. Стадии развития личности Конфликты Добродетели:
Эго-теория личности Влияние эго-теории на психологию и саму жизнь: Э. Эриксон сформулировал теорию, в которой обществу и самим людям придается равное значение в формировании личности на протяжении всей жизни; Теория Э. Эриксона оказала большое влияние на возрастную психологию, в частности на психологию подросткового возраста; Благодаря эго-теории Э. Эриксона появилась возможность последовательного изучения психосоциальных феноменов индивидуального развития; Профессионалы заговорили о социальных индикаторах развития: Э. Эриксон обозначил критерии психосоциального здоровья и болезненных состояний для каждого кризисного периода, а также показал, что человек может активно влиять на свою судьбу.
Виктория Третьякова Наталья Меркулова Александр Борисов Сайт: Электронная почта: Телефон: