Особенно актуальной проблема самообразования учителя стала в условиях информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми. Совершенствование качества обучения и воспитания напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти. Знания можно получать разными способами. На сегодняшний день учителю предлагается огромный спектр услуг повышения квалификации (курсы повышения квалификации: дистанционные, с выездом, на местах; обучающие и практические семинары; деятельность в рамках эксперимента; работа в методических объединениях и творческих группах).
Определим составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие учителя к самообразованию.
1.Ежедневная работа с информацией. Готовясь к уроку, выступлению, родительскому собранию, классному часу, общешкольному мероприятию, олимпиаде и др. у учителя возникает необходимость поиска и анализа новой информации 2.Желание творчества. Учитель – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.
3.Стремительный рост современной науки. Особенно психологии и педагогики. 4.Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ учителя как «несовременного человека». 5.Общественное мнение. Учителю не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Плохим учителем быть обидно.
6.Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребенка в школу, просятся в класс к конкретному учителю, предметнику или классному руководителю. 7.Материальное стимулирование. Категория учителя, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства учителя. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться. 8.Интерес. Учиться просто интересно. Как человек, к оторый ежедневно учит, не будет постоянно учиться - вправе ли он тогда преподавать?
9.Эффект заражения – еще один прием побуждения педагогов к самообразованию. Это когда в образовательном учреждении разработан и реализуется масштабный интересный проект, в котором задействовано большинство педагогов, детей. В этом случае даже противникам самообразования приходится невольно втягиваться в осуществление проекта, а для этого нужно что-то почитать, подготовиться, «покопаться» в Интернете и т.п., что являет собой процесс самообразования. 10.Приглашение в образовательное учреждение для выступления ярких, креативных людей и не только из сферы образования. Такие встречи могут стать внешними побудителями саморазвития у отдельных педагогов.
11.Личностная проблематизация. Речь идет о том, чтобы, подать педагогу идею, которая бы именно его заинтересовала и вывела на чтение литературы, поиск способов реализации в интернете, т.е. побудила бы заняться самообразованием в интересах своего профессионального роста В заключении можно с большой уверенностью предполагать, что самообразование может стать осознанной потребностью каждого педагога. Все зависит от технологических и психологических подходов в управлении этого процесса в педагогическом коллективе. Без самообразования методическая работа в школе никогда не может достичь оптимального, то есть наивысшего возможного эффекта.