ДОБРО И ЗЛО Проект слушателей курсов ОРКСЭ учитель истории и обществознания МОУ «Ахтубинская СОШ» Крикунова Т.Д.
Паспорт проекта Предмет: Основы светской этики. 4 класс Урок 5 Тема: «Добро и зло». Тип урока: объяснение нового материала.
Аннотация Проект предназначен для учителей, преподающих «Основы светской этики». Мы предлагаем один из вариантов проведения урока по теме «Добро и зло». Данный проект может использоваться при подготовке к уроку, внеклассному мероприятию.
ДОБРО И ЗЛО
формировать у детей представления о добре и зле. Цель урока:
Задачи : раскрыть смысл понятий « добро » и « зло »; формировать умение правильно оценивать себя и других ; развивать связную речь, умение работать в группе ; обогащать словарный запас ; воспитывать доброжелательность, уважительное отношение друг к другу.
Ход урока: Организационный момент Прослушивание песни «Если добрый ты». …Крошка-сын к отцу пришел, и спросила кроха: - Что такое хорошо и что такое плохо? Знакомы ли Вам эти строки? - Ребята! Сегодня мы с вами будем говорить о доброте и добрых делах.
Изучение нового материала Беседа. Понятны ли вам слова добро и зло?(ответы детей) Каких людей вы называете добрыми, а каких – злыми? (ответы детей) Давайте посмотрим иллюстрации и вместе определим какие поступки добрые, а какие злые.
Отрывок из сказки Л.Толстого «белка и волк». Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного Волка. Волк вскочил и хотел её съесть. Белка стала просить: - Пусти меня. Волк сказал: - Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, Белки, так веселы? Мне всегда скучно, а на вас посмотришь, вы там, наверху, всё играете и прыгаете. Белка сказала: - Пусти меня прежде на дерево, а оттуда я тебе скажу, а то я боюсь тебя. Как вы думаете, чем закончилась сказка? Отпустил ли Волк Белку? Что Белка ответила Волку? Расскажите своё продолжение этой сказки. Ответы детей)
Сравните свои варианты продолжения сказки с авторским. Волк пустил, а Белка ушла на дерево и оттуда сказала: - Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжёт. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем. Чем похожи и чем отличаются ваши ответы и ответ Белки? Что общего во всех ответах? Учитель фиксирует ответы детей и выделяет на доске ключевые слова, относящиеся к понятию «добро». В чём же главная причина хорошей жизни белок?
Что такое «добро»? Записываем в тетрадь! Добро – это те чувства, которые вызывают радость в сердце.
ФИЗМИНУТКА Вы любите путешествовать? Давайте представим, что мы отправились с вами на ракете в космическое пространство. А сейчас мы с вами, дети, Улетаем на ракете. На носки поднимись, А потом руки в низ. Раз, два, три, четыре – Вот летит ракета ввысь! Итак, мы приземлились с вами на планету Добра. - Что мы здесь увидели? Давайте пофантазируем. (Ответы детей) - А теперь вернемся на нашу планету, чтобы делать добрые дела. - Скажите, какого человека можно назвать добрым? (Ответы детей)
Добрый человек – это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь. Добрый человек любит природу и бережет ее. Кто любит собак Или прочих животных, Серьезных котят И щенков беззаботных, Кто может любить и козла, и осла – Тот людям во веки Не делает зла. Р. Сеф
Вывод. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к человеку, животному, птице с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, - это и будет проявление доброты. Подумайте и скажите, какие добрые дела вы можете сделать в классе, дома, на улице, в транспорте, на природе?
Противоположность добра – это зло. Притча о добре и зле. Однажды Добро пришло в гости ко Злу. Зло стало угощать Добро чаем, но вместо сахара в чашку положило соль. Добро попробовало соленый чай, но ни слова худого не сказало Злу, только поблагодарило за угощение. А когда Добро уходило от Зла, оно сказало: «Что – то сахар у вас не очень сладкий. Вот вам деньги, купите себе конфет к чаю». Зло все перекосилось, но делать нечего, пришлось взять деньги. Так добро отплатило Злу добром за зло.
Зло – это, то что вызывает любые негативные чувства. - Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла? Может нам помогут в этом старинные весы? - На одну чашу весов мы будем «складывать зло» (Таблички с надписями: Зависть, Жадность, Грубость, Предательство, Война, Ложь) - Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы перевесила чаша весов с добром. Вспомните, какие добрые дела вы совершили, совершают люди вокруг вас, и по капельке положим их на чашу весов с добром.(чаша весов добра перевешивает чашу зла. ) Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручеек в реку, реки – в море добра. Хорошо когда человек оставляет после себя добрый след. Давайте и мы с вами сейчас тоже сделаем одно общее доброе дело.
Заключение - Наше занятие подходит к концу. Что изменилось в вас после этого урока? Какими вы хотите видеть себя и своих одноклассников? (Ученики передают свечу, высказывая свое мнение). - А теперь давайте улыбнемся другу, забудем все плохое и постараемся быть добрыми. Ведь делать добро – это здорово. Стань добрым волшебником! Ну-ка, попробуй! Тут хитрости Вовсе не нужно особой. Принять и исполнить Желанье другого – Одно удовольствие, Честное слово!
Домашнее задание Прочитайте стихотворение А.Л.Барто «Как Вовка стал взрослым». Подумайте, почему некоторые люди стесняются быть добрыми.