1 Всемирная инициатива CDIO как контекст профессионального образования Трещёв А.М., д-р пед. наук, проф., проректор по внутреннему аудиту СМК
Стандарт ISO/IEC 15288:2008 «Системотехника. Процессы жизненного цикла системы»
МаркетингРазработка Подготовка производства Производство Испытания и контроль Поставка продукции Послепродажное обслуживание, ремонт Утилизация Типичные этапы жизненного цикла продукции
Задумай C Спроектируй D Управляй O Реализуй I
5 Международный проект по реформированию инженерного образования CDIO (Conceive – Design – Implement – Operate): «Задумай – Спроектируй – Реализуй – Управляй» Инициатива CDIО включает 12 стандартов образовательных программ, которые являются своего рода путеводителями в проведении образовательных реформ и осуществлении оценки их эффективности.
6 В совместном проекте «Всемирная инициатива CDIO» ведущие инженерные школы и технические университеты США, Канады, Европы, Соединённого Королевства, Африки, Азии и Новой Зеландии (более 40 университетов в 20 странах мира) принимают участие с 2002 года, предлагая новое видение развития современного инженерного образования в контексте CDIO. Астрахань MIT
7 Стандарт 1 – CDIO как общий контекст развития * Принятие принципа, согласно которому создание и развитие продуктов и систем на протяжении всего их жизненного цикла – Задумка, Проектирование, Реализация и Управление – является общим контекстом развития инженерного образования.
8 Стандарт 2 – Результаты программы CDIO* Чёткое, подробное описание приобретённых личностных, межличностных и профессиональных инженерных компетенций в создании продуктов и систем, соответствующих установленным целям программы и одобренных всеми участниками программы.
9 Стандарт 3 – Интегрированный учебный план * Учебный план, включающий в себя взаимодополняющие учебные дисциплины и позволяющий интегрировать в преподавании личностные, межличностные компетенции, а также компетенции создавать продукты и системы.
10 Стандарт 4 – Введение в инжиниринг Вводный курс, закладывающий основы инженерной практики в области создания продуктов и систем и обучающий основным личностным и межличностным компетенциям.
11 Стандарт 5 – Задания по проектированию и созданию изделий* Учебный план, включающий в себя как минимум два учебно- практических задания по проектированию и созданию изделий, одно из которых выполняется на начальном уровне, а второе – на продвинутом уровне.
12 Стандарт 6 – Учебные помещения CDIO Учебные аудитории и лаборатории, в которых возможна организация практического подхода к обучению навыкам проектирования и создания продуктов и систем, передача дисциплинарных знаний, а также организация социального обучения.
13 Стандарт 7 – Интегрированные учебные задания* Интегрированные учебные задания, при выполнении которых осваиваются дисциплинарные знания, а также личностные, межличностные компетенции и умение проектировать и создавать новые продукты и системы.
14 Стандарт 8 – Активное обучение Обучение, основанное на активном практическом подходе.
15 Стандарт 9 – Повышение компетентности профессорско-преподавательского состава в навыках CDIO * Мероприятия, направленные на повышение компетентности профессорско- преподавательского состава в области личностных, межличностных компетенций, а также в умении создавать продукты и системы.
16 Стандарт 10 – Повышение преподавательских способностей членов профессорско- преподавательского состава Мероприятия, направленные на повышение компетентности преподавателей в проведении интегрированных практических занятий, в применении методов активного обучения в ходе занятий и в оценке успеваемости студентов.
17 Стандарт 11 – Оценка усвоения навыков CDIO * Оценка результатов усвоения дисциплинарных знаний и уровня сформированности личностных, межличностных компетенций, а также способности создавать продукты и системы.
18 Стандарт 12 – Оценка программы CDIO Система, по которой осуществляется оценка всей программы по перечисленным двенадцати стандартам для студентов, преподавателей и других ключевых участников с целью непрерывного совершенствования образовательного процесса.
19 Подумайте и поделитесь мыслями 1.Какие особые потребности и цели вас мотивируют (или мотивировали) на то, чтобы внести изменения в ваши образовательные программы? 2.Как бы вы объяснили отсутствующему коллеге, почему CDIO является контекстом для реформирования высшего образования?
20 Подумайте и поделитесь мыслями 3. Каким образом можно улучшить проверку усвоенных знаний, навыков и образа мыслей у студентов? 4. Какие методы для повышения интереса студентов вы можете использовать в курсах, которые вы ведёте?
21 Оцените свою компетентность по представленным результатам обучения: 1. Обнаружить и сформулировать проблему. 2. Моделировать и применять модели. 3. Обобщать аналитические решения. 4.Выявлять неполные или сомнительные данные и анализировать возможные риски и затраты. 5.Анализировать основные результаты решений и формулировать основные рекомендации. 6.Формулировать гипотезы. 7.Находить новое и необходимое в печатной и электронной литературе. 8.Планировать эксперимент и сопоставлять полученные данные с доступными моделями. 9.Определить систему, её поведение и элементы. 10.Брать на себя лидерство в новых начинаниях и рационально действовать. 11.Излагать свои мысли кратко и лаконично. 12.Избирать логические доводы и решения. 13.Описывать свои навыки, умения, интересы, сильные и слабые стороны. 14.Уметь улаживать конфликты и приходить к компромиссу. Не проявляется – 1. В ограниченном объеме – 2. Умеренно – 3. На высоком уровне – 4. На очень высоком уровне – 5.
22 Трещёв А.М., тел.: