Х ерсонская специальная общеобразовательная школа 2 Практический психолог: Шевцова Я.В. Херсон
Стиль активный Стиль пассивный Время появления и основное содержание внутреннего конфликта -Защитная агрессивность -Деструктивная агрессивность -Демонстративная агрессивность -Компенсаторная агрессивность -Отрицающая агрессивность Младенчество. Чувство небезопасности, стремление к безопасности Ранний возраст. Чувство несвободы, зависимости стремление к самостоятельности Дошкольный возраст. Чувство одиночества, стремление к близости, сопричастности Младший школьный возраст. Чувство неумелости, неполноценности стремление к ощущению собственной значимости, ценности Подростковый возраст. Чувство тревоги, размытости собственного «Я» стремление ощутить целостность «Я» -Страх уничтожения -Социальные страхи (не соответствовать нормам, образцам поведения) -Страх самовыражения -Страх взросления -Страх самоопределения (страх принятия самостоятельных решений)
Психологическая служба школы- один из компонентов целостной системы образования. Целью ее деятельности является психологическое здоровье детей школьного возраста ; Основной задачей – диагностика и коррекция психического здоровья, личностного развития детей на всех возрастных ступенях школьного детства. На сегодняшний день психологическое сопровождение это особая форма социальной и психологической помощи обучающимся, родителям, педагогам. Систематическое наблюдение за развитием учащихся в ходе учебно-воспитательного процесса, динамическое, комплексное, всестороннее и целостное изучение ребенка рассматривается как основа психологического сопровождения образовательного процесса.
Основные направления работы психолога 1. диагностическая работа; 2. коррекционно-развивающая работа; 3. консультативно-просветительская работа; 4. психолого – просветительская; 5. организационно – методическая. План работы практического психолога Херсонской специальной общеобразовательной школы 2 на сентябрь – октябрь 2012 г. Диагностическая работа: 1. Диагностическое обследование учеников 1-го класса. Скрининг. Наблюдение за поведением первоклассников на уроках и внеурочное время; 2. Углубленная диагностика детей группы « риска » по методике О. Екжановой; 3. Диагностика уровня адаптации 5-класников к новым условиям обучения, переход в среднее звено школы. Анкета « Школа ».
Психологическая диагностика представляет собой углубленное психолого-педагогическое изучение обучающихся на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации. Психологическая диагностика проводится специалистами как индивидуально, так и с группами обучающихся. Сегодня диагностическая работа психолога в школе преследует решение следующих задач: составление социально-психологического портрета школьника; определение путей и форм оказания помощи детям, испытывающим трудности в обучении, общении и психическом самочувствии; выбор средств и форм психологического сопровождения школьников в соответствии с присущими им особенностями обучения и общения. На первом этапе педагогической диагностики проводится обследование всех детей на предмет изучения особенностей социального здоровья в выборке. На втором этапе осуществляется деление детей по социальным трудностям и проблемам. Дети разделялись на подгруппы по сходным симптомам для более корректного педагогического воздействия. На третьем этапе составлялись индивидуальные программы социально-педагогической профилактики девиаций социального здоровья школьника. Набор социально-педагогического и психолого-педагогического инструментария по изучению социального здоровья школьника достаточно разнообразен. Весьма продуктивной, представляется модель, включающая скрининг – направленное на выявление детей групп риска и последующую дифференциальную диагностику этих групп с привлечением специалистов для уточнения причин социальных отклонений.
Анализ результатов скрининг -диагностики среди учеников первого класса В сентябре 2012 г. было проведено диагностическое обследование первоклассников, используя методику Скрининг, с целью определения их готовности к школьному обучению и исследованию уровня психосоциальной зрелости учеников. Средняя стабильная группа «риска»
п/п Название методики Класс / количеств о обучающи хся Выявленные проблемы Практические мероприятия по результатам диагностики 1. Диагностика готовности к школе 1 класс 8 чел. Выявлены четверо детей группы «риска» Выдана аналитическая справка, составлены характеристики на всех учеников 1 го класса, приложены индивидуальные рекомендации. Планируется дальнейшая кор. раб. 2. Тест: «Комфортно ли мне в школе?» 5 класс 9 чел. Возможна дезадаптация у 4 обучающихся Проводятся индивидуальные занятия, беседы. Планируется продолжение работы по преодолению трудностей дезадоптации 3. Диагностика мотивации учения и эмоционального отношения к учению 5 класс 9 чел. 3 учащихся имеют сниженную мотивацию учения; 1- резко негативно относится к школе; 3 позитивно относятся к школе, но школа привлекает таких учеников позакласной деятельностью. 1 со среднем уровнем учебной мотивации и 1- учащийся с высоким уровнем Выдана аналитическая справка классному руководителю. Планируется проведение тренингов, групповой и индивидуальной работы с учащимися по повышению мотивации; 4. Диагностика мотивации учения и эмоционального отношения к учению 9 класс 9 чел. 1 учащийся имеет высокую мотивацию; 2 учащихся имеют среднею мотивацию обучения; 3- позитивно относятся к школе, но школа привлекает таких учеников позакласной деятельностью; 2- ученика с низким уровнем учебной мотивации; 1 – ученик резко негативно относится к школе. Выдана аналитическая справка классному руководителю. Планируется проведение тренингов, групповой и индивидуальной работы с учащимися по повышению мотивации; 5. Социометрия 9 класс 9 чел. Анализ результатов –обсуждается с классным руководителем Планируется проведения индивидуальной работы с группой: «Дорожка к себе» 6. Тест на определение степени выражения и проявления агрессивного поведения «Виды агрессии» 1-учащийся с высокой степенью агрессивного поведения; Вербального, физического характера. По требованию Анализ диагностической работы с обучающимися (сентябрь-октябрь )
Планируется 1.Обработка и анализ результатов, составление аналитической справки по выше указанными диагностическим методикам для учащихся 8 го класса. 2.Проведение социометрического метода исследования личностных отношений в коллективах - 4,5, 8 класов. Общие рекомендации для укрепления психологического здоровья : 1. Индивидуальный подход к каждому ученику с учетом психофизических возможностей школьника. 2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности). 3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки. 4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.