Способы образования имён существительных РУССКИЙ ЯЗЫК, 5-й КЛАСС, Ч. 2. Урок 83. © ООО «Баласс», 2012.
Определяем проблему урока Учитель попросил Пашу, Петю и Машу определить, каким способом образовано слово побелка. Вот что у них получилось. С кем из них вы согласны? Почему? побелка суффиксальный побелка приставочный побелка приставочно-суффиксальный Паша Петя Маша
Ищем, от какого слова может быть образовано слово побелка. побелка белый белить побелить ? ? ? Дайте толкование значения этого слова через ближайшее однокоренное (производящее). Что обозначает слово побелка – предмет, признак, действие? ? Проверьте себя. Побелка – действие по глаголу побелить.
Соотнесите производное слово и производящее. побелка – действие по глаголу побелить. Способ образования – суффиксальный. Вспомните задание, которое учитель предлагал ученикам в начале урока. Кто из детей был прав? (См. дальше ответы детей.)
Как правильно определить способ образования имени существительного? Вот ответы детей. Сформулируйте проблему урока. побелка суффиксальный побелка приставочный побелка приставочно-суффиксальный Паша Петя Маша
Открываем новые знания Поработайте в парах. Сравните слова в столбиках. ходьба – ходить разведка – разведать выделение – выделить бег – бежать заход – заходить обмен – обменять Что обозначают имена существительные в каждой паре? Что общего у имён существительных в 1-м и во 2-м столбике? А в чём различие между ними? ходьба разведка выделени j е бег_ заход_ обмен_ Проверьте себя.
Открываем новые знания Продолжите наблюдение. Какое значение имеют суффиксы имён существительных в 1-м столбике? А как «выражено» это значение у существительных во 2-м столбике? Суффиксы имён существительных могут быть нулевыми (Ø). ходьба – ходить разведка – разведать выделение – выделить бег_ – бежать заход_ – заходить обмен_ – обменять бег Ø заход Ø обмен Ø
Обобщаем наблюдения Прочитайте информацию в рамке учебника (§ 39). Как вы поняли, что такое бессуффиксный способ образования? Какие имена существительные могут быть образованы бессуффиксным способом? Выберите существительные, образованные бессуффиксным способом. дружба друг клёв глушь испуг степь Проверьте себя. глушь испуг клёв
Способы образования имён существительных. Рассмотрите таблицу в учебнике. Составьте план ответа «Способы образования имён существительных». Проверьте себя. План. 1.Суффиксальный способ. 2.Бессуффиксный способ. 3.Приставочный способ. 4.Приставочно-суффиксальный способ. 5.Сложение. 6.Сложно-суффиксальный способ.
Рефлексия Образуйте слова по модели с корнями из предложенных слов. 1. …к (а) посадить 2. без… к (а) рукав 3. … Ø расцветать 4. е ходить, море Проверьте себя. 1.Посадка 2.Безрукавка 3.Расцвет 4.Мореход Назовите способы образования записанных существительных. 1.Посадка – суффиксальный 2.Безрукавка – приставочно-суффиксальный 3.Расцвет – бессуффиксный 4.Мореход – сложение