"Советская страна в годы НЭПа"
Цель: Сформировать представление о характерных чертах социально- экономической политики Большевиков в Советской России с октября 1917 г. до к. 20- х гг. ХХ в.
Словарь урока Продразвёрстка, продовольственная развёрстка, система заготовок с.-х. продуктов. Заключалась в обязательной сдаче крестьянами государству по твёрдым ценам всех излишков (сверх установленных норм на личные и хозяйственные нужды) хлеба и др. продуктов.
Словарь урока Продналог, продовольственный налог в СССР, твёрдо фиксированный натуральный налог с крестьянских хозяйств, введённый декретом ВЦИК от 21 марта 1921 взамен продразвёрстки.
Военный коммунизм внутренняя политика Советского государства в условиях Гражданской войны. Явилась попыткой преодоления экономического кризиса диктаторскими методами, опиралась на теоретическое представление о возможности непосредственного введения коммунизма. Основное содержание: национализация всей крупной и средней промышленности и большей части мелких предприятий; продовольственная диктатура, продразвёрстка, прямой продуктообмен между городом и деревней; замена частной торговли государственным распределением продуктов по классовому признаку (карточная система); всеобщая трудовая повинность; уравнительность в оплате труда; военно-приказная система руководства всей жизнью общества.
Социально-экономическая политика Советской республики с 1918-конца 20-х годов XX века. Характерные черты Военного коммунизма ( с лета нач 1921 года) Характерные черты НЭПа ( нач кон. 20 годов XX века) 1.Продразвёрзка (продовольственная диктатура) 2.Уравнительная оплата труда (трудовая повинность). 3.Прямой продуктообмен, уравнительность в распределении. 4.Полная национализация промышленности. 5.Запрет наёмного труда. 6.Запрет торговли. 7.Бесплатные коммунальные услуги. 8.Отмена денег. 9.Ликвидация частной собственности, монополия государственной собственности. 1. Продналог. 2.Оплата по труду. 3.Отмена трудовой повинности. 4.Сдача государством мелких и средних предприятий в аренду частным лицам. 5.Ведение принципа оплаты по труду. 6.Разрешение наёмного труда. 7.Переход к рыночным отношениям (разрешение крестьянам продавать излишки хлеба на рынке). 8.Существование нескольких форм собственности. 9.Децентрализация управления отдельными отраслями экономики. 10. Командные высоты сохранились в руках государства 11.Монополия внешней торговли.
Задание: 1)используя текст п.17, выделите основные причины перехода к НЭПу, запишите в тетрадь. 2) Используя текст п.17, данные таблицы выделите основные противоречия НЭПа, запишите в тетрадь. 3) Составьте сравнительную таблицу, используя учебный материал «Результаты НЭПа» («+» и «-»)
Результаты НЭПа Положительные результатыОтрицательные результаты 1.Большевики удержались у власти. 2.Востановлено разрушенное народное хозяйство, превзойдён довоенный уровень ( к 1925 году в сельском хозяйстве. К 1927 году в промышленности). 3. Созданы условия для нового этапа индустриализации. 4.Пробудилась частная инициатива (возродилась рыночная экономика). 5.Национальный доход возрос на 18 % в год; рост промышленной продукции составил 30 % в год. 6. Золотой червонец - твёрдая валюта. 7.Инвестирование иностранного капитала(концессии). 1.Экономические кризисы 1923, 25, 27 годов – результат отставания темпов возрождения промышленности от производства сельского хозяйства. 2. Социальная и имущественная дифференциация крестьянства. 3.К 1928 году безработица - более 2 млн чел. 4. Ножницы цен мешали наладить прочный товарообмен между городом и деревней. 5. Борьба с инакомыслием: а) 1922 год – Философский пароход. б) Уничтожено 200 тыс. священнослужителей. 6. Инфляция второй половины 20-х го
Задание: Разнесите слова по соответствующим колонкам 1.Продразверстка. 2.Оплата по труду. 3.Продналог. 4. Переход к товарообмену.5.Национализация промышленности. 6. Запрет наёмного труда. 7.Запрет торговли. 8. Отмена трудовой повинности. 9. Уравнительная оплата. 10. Бесплатные коммунальные услуги. 11. Отмена денег. 12.Разрешение государством открыть мелкие частные предприятия. Военный коммунизмНЭП 1, 5, 6, 7, 9, 10, 11 2, 3, 4, 8, 12
Домашнее задание: Выполнить задание 1 к 17 параграфу.