Обучение через деятельность МОУ Магнитная СОШ Юдина Елена Борисовна учитель математики высшей категории
На современном этапе качество образования понимается как уровень специфических, надпредметных умений, связанных с самоопределением и самореализацией личности, когда знания приобретаются не «впрок», а в контексте модели будущей деятельности, жизненной ситуации, как «научение жить здесь и сейчас».
Рассматриваемые технологии УЧЕНИЕ ЧЕРЕЗ ОБУЧЕНИЕ УЧЕНИЕ ЧЕРЕЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Учение через обучение от немецкого Lernen durch Lehren Суть ее заключается в том, чтобы научить школьников учиться и передавать свои знания одноклассникам. «Учение через обучение» основывается на трех компонентах педагогическо- антропологическом учебно- теоретическом и систематическом предметно- направленном и содержательном
Деятельностный метод – это образовательная технология, которая позволяет реализовать деятельностный подход в обучении. Концепцию «учения через деятельность» предложил американский ученый Д. Дьюи: «… образование, чтобы достичь своей цели и для отдельного ученика и для общества, должно базироваться на актуальном и жизненном опыте отдельного человека…».
Единственный путь, ведущий к знанию, – это деятельность. Бернард Шоу Деятельностный подход является системообразующим компонентом конструкции образовательных стандартов второго поколения, принципиальным отличием которых является усиление их ориентации на результаты образования.
Система дидактических принципов деятельностного метода принцип активизации деятельности учащихся; принцип непрерывности; принцип целостности; принцип минимакса; принцип психологической комфортности; принцип вариативности; принцип творчества.
Сущность обучения состоит не в изложении учебного материала, а в изучении этого материала учащимися под руководством учителя с использованием последних продуктивных методов и приемов.
Приемы организации деятельности на уроке Групповой метод Практическая деятельность учащихся Дифференцированное обучение Коррекционное обучение
Групповой метод В парахПо вариантам В малочисленных группах исследовательскихтворческих
Практическая деятельность учащихся Определение темы урока и целей Закрепление Изучение нового материала Контроль
Дифференцированное обучение Под дифференциацией понимают такую систему обучения, при которой каждый ученик, овладевая некоторым минимумом общеобразовательной подготовки, получает право и гарантированную возможность уделять преимущественное внимание тем направлениям, которые в наибольшей степени отвечают его склонностям.
Виды дифференциации Уровневая дифференциация выражается в том, что, обучаясь в одном классе, по одной программе и учебнику, дети могут усваивать материал на различных уровнях. Профильная дифференциация (или дифференциация по содержанию) предполагает обучение разных групп школьников по программам, отличающимся глубиной изложения материала, объемом сведений и даже номенклатурой рассматриваемых вопросов.
Коррекционное обучение Это возможность каждому учащемуся поверить в свои силы, освоить обязательный минимум образовательного стандарта, реализовать свои интеллектуальные возможности, найти свое место в жизни.
Основными целями коррекционного обучения являются: приобретение базовой подготовки по математике; формирование практически значимых знаний и умений; интенсивное интеллектуальное развитие средствами математики на материале, отвечающем особенностям и возможностям данной категории учащихся.
Вывод Обучение через деятельность позволяет: активизировать учебную и познавательную деятельность учащихся, способствует расширению их кругозора, учит выдвигать анализировать и сопоставлять, выдвигать предположения, строить гипотезы и пытаться их доказывать или опровергать. Обучение через деятельность учит учащихся не только получать знания от учителя, но и добывать их самим, используя для этого различные источники.