Преемственность в реализации ОП начального общего и основного общего образования. МОУ «Гимназия» г. Сертолово Доклад заместителя директора по УВР Л.А.Рудневой
ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА ПРИ ПЕРЕХОДЕ СО СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ – НА ОСНОВНУЮ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ 21 мая 2004 г. N /13 (Д) Успешность адаптации школьника к обучению в х классах зависит от реализации преемственных связей между начальным общим и основным общим образованием. При решении проблемы преемственности, особенно в период адаптации вчерашнего младшего школьника к новым условиям обучения в 5-м классе…
Психологическая аксиома о неравномерном развитии человека должна учитываться каждым учителем- предметником. Поэтому важен совет Л.С. Выготского: при изучении результативности обучения учитывать не только абсолютную успешность (соответствие достижений ученика программным требованиям), но, главным образом, успешность относительную (продвижение ученика по отношению к самому себе). Выделение этих двух понятий свидетельствует о том, что не у всех школьников относительная успешность будет совпадать с абсолютной. Знание о неравномерном развитии детей породило следующее утверждение Л.В. Занкова: в школе нет главных и неглавных предметов.
Краткая характеристика целей и результатовобразования в начальной школе Психолого-педагогические особенности переходного этапа в развитии и образовании ребенка ( лет) Краткая характеристика целей обучения в х классах основной школы Задачи педагогического коллектива в период адаптации школьников х классов Методические и организационные условия, обеспечивающие успешную адаптацию школьников при переходе из начальной школы в основную Разновозрастное сотрудничество как педагогическое условие обеспечения перехода из начальной в основную школу Письменная дискуссия как средство работы со своей и чужой точками зрения Развитие контрольно-оценочной самостоятельности школьников как необходимое условие индивидуализации обучения Работа с "картой знаний" как средство построения образовательной траектории учащихся Формы взаимодействия учителей начального и основного образования в адаптационный период (5 - 6-е классы)
Развитие контрольно-оценочной самостоятельности школьников как необходимое условие индивидуализации обучения Индивидуализация учебных действий контроля и оценки является необходимым условием для становления полноценной учебной деятельности школьников. чтобы каждый ученик научился самостоятельно контролировать и оценивать себя и других, ему необходим систематический опыт следующих действий:- устанавливать типологию заданий, определять, для проверки какого умения или знания дано то или иное задание;- составлять проверочные задания разного типа и уровня сложности(в том числе, задания с "ловушками");- определять сложность заданий, распределять задания по степени сложности;
- находить или создавать образцы для проверки работы;- сопоставлять работу с образцом;- вырабатывать критерии оценки учебной работы;- согласовывать свои критерии с критериями других участников контрольно- оценочной деятельности, в том числе и с учителем;- оценивать свою работу по этим критериям;- сопоставлять свою оценку с оценкой другого человека (учителя, одноклассника);- давать характеристику ошибок и выдвигать гипотезы об их причинах;- отбирать задания для устранения допущенных ошибок;
- определять границы своего знания (понимать, где работает или не работает освоенный способ действия);- формулировать предположения о том, как искать недостающий способ действия (недостающее знание). Все эти умения формируются в процессе специальных тренировочных и коррекционных упражнений, которые можно проводить на уроке по любому предмету.
Предметом контроля и оценки в учебных предметах со стороны учащихся в это время могут быть: -собственное продвижение в учебном материале с фиксацией своих трудностей и возможных способов их преодоления ("Что у меня получается, какие трудности не могу пока преодолеть и почему?"); -последовательность действий при решении поставленных задач("Какие операции, действия я должен совершить, чтобы решить задачу?"); -- личные достижения в изучении учебного и внеучебного материала("Чему я научился"); -- оценка своих возможностей ("Могу ли сделать большее?");- самостоятельный выбор учебного материала (заданий) для их выполнения ("Какие задания могу выполнить хорошо?").
Я и мое место в мире. Я знаю как я познаю мир. Я совершенствую себя и мир. ОПЫТ АКТИВНОГО ПРОЖИВАНИЯ И ОТВЕТСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Мир вокруг и во мне. Я знаю свои возможности и могу использовать их. Я оцениваю свои знания и я знаю, чего я не знаю. АПРОБАЦИЯ ОПЫТА И РЕФЛЕКСИЯ Мир велик и разнообразен. Мир предоставляет мне широкие возможности. Я знаю, что мало знаю. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ Взаимодействие учитель- ученик, субъект- субъектные отношения, сотрудничество и сотворчество, приобщение к ценностям общества Среда ОУ Среда ОУ Овладение методами перевода целей воспитания в цели личности, оценки в самооценку, деятельности в ценностную ориентацию, актуализация мотивов и обогащение смыслообразующих мотивов, постановка ученика в позицию самостоятельного свободного выбора сферы деятельности, осознание личностной значимости этой деятельности Среда ОУ Создание условий для самостоятельного выбора, его стимулирование, формирование у школьников готовности и способности действовать на основе постоянного выбора и умения успешно выстраивать себя в социальной действительности. Ось развития самоопределение личности в жизнедеятельности ОУ, формирование конкурентоспособной личности 10 – 11 классы. Ось воспитания Ориентация в мире ценностей. Ценностное самоопределение в познании, социализации и жизненной стратегии. Ось обучения Знания основ наук в освоении научной картины мира. Умения, навыки. 1-4 классы ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В ФОРМИРОВАНИИ «Я-КОНЦЕПЦИИ» ШКОЛЬНИКА. 5-9 классы
Отталкиваясь от современной трактовки понятия «преемственность», которое сегодня характеризуется более широко - как «непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода» непрерывность целостность системность преемственность воспитательно–образовательного процесса Управленческая и структурно - организационная целевая содержательная технологическая психологическая
Предметные освоенный опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе научной картины мира Метапредметные освоенные универсальные учебные действия обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметные понятия. Личностные готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностные установки обучающихся, социальные компетенции, личностные качества Результаты освоения основных образовательных программ Развитие компетентности к обновлению компетенций ФГОС ФГОС Требования к результатам – ведущая, системообразующая составляющая
ЛИЧНОСТНЫЕМЕТАПРЕДМЕТНЫЕПРЕДМЕТНЫЕ Самоопределение: внутренняя позиция школьника; Самоидентификация; самоуважение и самооценка Смыслообразование: мотивация (учебная, социальная); границы собственного знания и «незнания» Ценностная и морально-этическая ориентация: ориентация на выполнение морально-нравственных норм; способность к решению моральных проблем на основе децентрации; оценка своих поступков Регулятивные: управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность Коммуникативные: речевая деятельность; навыки сотрудничества Познавательные: работа с информацией; работа с учебными моделями; использование знако- символических средств, общих схем решения; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, Установления аналогий, подведения под понятие Основы системы научных знаний Опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания Предметные и метапредметные действия с учебным материалом Требования к результатам освоения основной образовательной программы