1 Тема IV-14. Дискурсивные маркеры ДИСКУРС © А.А.Кибрик, 2008.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации

Advertisements

Типовые расчёты Растворы
Тема 3. Локальная структура дискурса Общая теория словесности © А.А.Кибрик, 2005.
Слова-паразиты в речи современных подростков Исследовательская работа Выполнила Чернова Екатерина ученица 9 класса Лебяженской СОШ. Лебяженской СОШ. Руководитель.
Маршрутный лист «Числа до 100» ? ? ?
О СИТУАЦИИ НА РЫНКЕ ТРУДА И РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПО СНИЖЕНИЮ НАПРЯЖЕННОСТИ НА РЫНКЕ ТРУДА СУБЪЕКТОВ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА.
Ребусы Свириденковой Лизы Ученицы 6 класса «А». 10.
Michael Jackson
1 ПАДЕЖИ. Выполнила ЗИНЧЕНКО ЮЛИЯ ИВАНОВНА, учитель начальных классов МБОУ «Гимназия 1» г.Норильска Красноярского края.
Урок повторения по теме: «Сила». Задание 1 Задание 2.
Автор: учитель информатики МКОУ Плесской средней общеобразовательной школы Юдин Андрей Борисович Часть 1.
Тренировочное тестирование-2008 Ответы к заданиям КИМ Часть I.
ЗРИТЕЛЬНЫЕ ИЛЛЮЗИИ ОПТИЧЕСКИЕ ОБМАНЫ 1. Зрительная иллюзия – не соответствующее действительности представление видимого явления или предмета из-за особенностей.
Школьная форма Презентация для родительского собрания.
ФРАЗОВАЯ АКЦЕНТУАЦИЯ В СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С ПОСТПОЗИТИВНЫМ ПРИДАТОЧНЫМ Н.А. Коротаев (РГГУ) В.И. Подлесская (РГГУ)

1 Трудные случаи таблицы умножения и деления 2 Приношу свои извинения, но придётся начать заново!
1 3. Системы линейных уравнений. Леопо́льд Кро́некер.
1 ТрадиционныйКомпетентностный Главная идея: знания приводят к личностному успеху. Главная идея: к личностному успеху приводит опыт самостоятельного решения.
1 Тема II-3. Локальная структура дискурса ДИСКУРС © А.А.Кибрик, 2012.
Транксрипт:

1 Тема IV-14. Дискурсивные маркеры ДИСКУРС © А.А.Кибрик, 2008

2 Влияние дискурсивных факторов на «точечные» явления жесты просодия синтаксис зависимая/независимая предикация выбор подлежащего и залога порядок слов лексика референциальный выбор дискурсивные маркеры

3 Что такое дискурсивные маркеры? Чаще всего – слова, иногда словосочетания Кодируют значения, отличные от пропозиционального содержания (или от истинностной оценки) Соотношение с традиционными частями речи: частицы союзы наречия

4 Термины дискурсивные слова дискурсивные частицы дискурсивные операторы дискурсивные маркеры

5 Некоторые подходы Chafe: классификация ИЕ Лексические и квазилексические подходы: Schiffrin Fraser группа Пайара Исследование Ю. Дараган

6 Типы регуляторных ИЕ (Chafe 1994) текстовые (ну, и потом) интеракционные (угу, понимаешь) когнитивные (ой, в общем) эпистемические (может быть, по-моему)

7 Schiffrin 1987 Исследуются 11 ДМ: oh, well and, but, or so, because now, then I mean, yknow

8 Пять «уровней речи» (planes of talk) пропозициональная структура структура действий (речевые акты) структура чередования структура участников информационное состояние ДМ обеспечивают связность на всех этих уровнях, тем самым интегрируя их Каждый конкретный ДМ относится в первую очередь к тому или иному плану: oh – к информационному состоянию и к структуре действий well – к структуре участников and – к пропозициональной структуре Однако употребление ДМ полифункционально

9 Пример А: Он же обещал позвонить. Б: Но он же не обещал позвонить сегодня. пропозиц. стр-ра: присоединение ЭДЕ стр-ра участников: несогласие с собеседником стр-ра действий: опровержение в споре стр-ра чередования: открытие новой реплики

10 Fraser 1996 – «прагматические маркеры» Смысл высказывания пропозиция«все остальное» (семантика)(прагматика) basic markers commentary markers parallel markers discourse markers

11 Базовые маркеры Указывают на характер «базового сообщения» тип речевого акта (наклонение) перформативы – торжественно обещаю и клянусь… «прагматические идиомы» – вы не могли бы… ………………….

12 Маркеры-комментарии Комментируют «базовое сообщение» оценка: удивительным образом, к счастью «эвиденциальные»: возможно, наверно источник информации: говорят, я слышал что смягчение: если я не ошибаюсь, если вы не против ……………………….

13 Параллельные маркеры Дополняют базовые сообщения вокативы – обращения по имени и т.п. маркеры неудовольствия (проклятый, какого черта) маркеры солидарности (друг мой, между нами говоря)

14 Дискурсивные маркеры Указывают, как базовое сообщение связано с контекстом маркеры смены топика (между прочим, кстати говоря) контрастивные маркеры (но, однако, хотя) детализирующие маркеры (иными словами, кроме того, в частности, также, и, или) маркеры вывода (поэтому, таким образом, соответственно)

15 Fraser 1999 Сохраняются те же основные классы ДМ Противопоставляются маркеры смены топика и маркеры отношений между сообщениями Кратко упоминаются такие классы маркеров, как причинные, условные и временные

16 Оценка Фрейзера Узкое понимание ДМ как коннекторов Перечислительный подход - взгляд только «от формы» Мог бы помочь взгляд «от функции», например в терминах ТРС Набор подклассов, скорее всего, не исчерпывающий – ср. такие маркеры, как чтобы, в общем Совсем не учтены маркеры «прагматических» РО – evidence, justify, enablement…

17 Проект Пайара Баранов, Плунгян, Рахилина 1993 Киселева и Пайар (ред.) 1998 Киселева и Пайар (ред.) 2003

18 Классы дискурсивных слов неполнота: едва, с трудом, почти реальность: действительно, в самом деле обобщение: вообще, в принципе полнота: вовсе, совсем минимизация: прямо, просто элемент/множество: только, всего лишь реализация: опять, наоборот «установочная база»: таки, все равно, как раз гарант: разве, небось, конечно

19 Разные понимания ДМ ДМ1ДМ2ДМ3

20 Общие характеристики ДМ факультативность слабая ассоциированность с предикативной структурой образование отдельных ЭДЕ стремление к начальной позиции в ЭДЕ/клаузе

21 Структура ДМ и ПМ союзы – и, но, если, чтобы, хотя частицы – ну, значит междометия – ой, господи наречия – наверно, actually местоимения – это, вот местоименные наречия – потом, тогда, там, вот именные или предложные группы – таким образом, на самом деле глагольные формы – скажем, понимаешь клаузы – мне кажется, yknow, I mean

22 Дискурсивное определение ДМ – это лексические единицы, функция которых – встроить данную ЭДЕ или ДЕ в дискурс, в том числе: в план дискурсивной структуры – коннекторы семантические связи между ЭДЕ или ДЕ в реализацию плана – процессуальные маркеры процессы линеаризации иерархического плана

23 Коннекторы тесная связь с риторическими отношениями

24 ээ(0.4) С /другом с моим..(0.1) \самым \лучшим,..(0.3) (\Санёк....(0.7) Он у меня там.)..(0.4) мы с ним /пошли,.…(1.5) и мы /стали \копать..(0.3) там..(0.4) у себя \яму, чтоб \сделать себе \шалаш,...(0.5) ну \столбы чтоб поставить,...(0.6) и /нашли чего-то такое \железное..…(1.2) /Выкопали,...(0.7) а там-м \это..(0.3) лежат всякие такие /\сокро-овища /сокровища_...(0.6) И мы..(0.2) /набрали этих сокровищ,..(0.4) но не \все....(0.6) Остальное /закопали, ….(1.7) и /пошли \домой.

25..(0.1) /Принесли \домой....(0.8) А потом мы \п-пошли там ….(1.2) в какой-то й=...(0.5) ювелир= =ный /магазин с родителями,.…(1.1) и-и они /сдали эти ||...(0.6) /\ну-у...(0.8) /сдали вот эти ю=..(0.3) =велир=~...(0.6) и \это.. 8(0.3) мы получили \деньги..…(1.0) И-и /\мы-ы с Саньком..(0.1) тогда /пошли,...(0.6) в \магазин, чего-нибудь \покупать,..(0.4) а-а ==...(0.5) и Са= == и я \проснулся. На самом там..(0.2) интересном \месте. 15 строк из 25 содержат коннектор

26 Процессуальные ДМ Устная речь, лишенная процессуальных ДМ, неестественна В современном преподавании английского как иностранного уделяется специальное внимание процессуальным ДМ, таким как OK actually right и даже um

27 Исследование Ю. Дараган Когнитивный дискурсивный подход Корпусный подход Преимущественное внимание – наиболее частотным процессуальным ДМ

28 вотударное финальное: завершение фрагмента и переход к следующему 1. ээ(0.3) К /нам домой позвонила-а учительница по /русскому, 2...(0.3) \вот, 3. и-и /спросила, 4. /приедем мы, 5...(0.1) 'или \нет (1.21) –Вот.

29 вот выделительное апелляция к вниманию адресата (1.5) и-и ' вот эта /платформа, 2. все \люди на ней /стоят, 3. 'а-а /она как-то вот ээ(0.1)..(0.2) туда /покатая,

30 ну наиболее общая функция – начало или продолжение фрагмента (хезитация) континуальная граница с заполненной паузой 1....(0.4) /Мне казалось, 2. что там-м '''(0.5) \ну \совсем /мелко, 3. какая-то \мутноватая такая /вода, 4...(0.3) н-ну я вот /нырнула, 5....(0.6) оказалась в \грязи совсем в какой-то (0.4) \Во-от. 7. Ну чего-то я вроде бы /проплыла всё-таки, 8. перешла на другой /берег,

31 Еще пример 1...(0.4) а /потом..(0.2) мне приснилось 2. что я..(0.3) \ну как-то \двойку получил (1.3) И-ии....(1.1) \ну....(1.4) в общем....(1.0) /потом...(0.5) \ну-у я сильно /переживал, (2.0) \ну-у и-и как бы..(0.4) хотел \спрятать \дневник. 5. От \родителей (0.7) Ну-у..(0.4) \ну а пот= == 7...(0.4) Как бы у /меня не.

32 Ударные подстановки Подстановка пустой составляющей в ходе лексического поиска я смотрела сидела на крыше … в \этот... бинокль... а там \это... лежат всякие такие сокро- овища, сокро-овища.

33 Безударные подстановки Функция: визуализация.... Я была в таких желтых таких туфлях таких с такими шнурочками...И вдруг такие ' ==.. так вот я спускаюсь по лестнице, смотрю так.. много-много гробов, и вот она чего-то '_.. сходит такая красивая женщина,.. и начинает чего-то делать (...)

34 1. /Сон снился, 2. как я....(1.2) в \классе был. 3...(0.3) Там про –класс про –школу про..(0.4) про /друзей_ 4....(0.7) /Ну я там /помню, 5...(0.1) что-о я там ….(1.1) ну с моим /–другом...(0.5) \разговаривал я_ (2.9) Ну –вот. 7. /Потом == (3.4) Ну –потом мы там....(3.1) чего-то на \физкультуре были, 9. \играли там (1.5) \Вот..(0.1). 11. ….(2.4) /Ну-у там вот \так (0.8) \Школа там. 13. Я /класс ви= || –класс ви=..(0.1) мм(0.2) видел вот \там_ (0.7) Там /–друзе-ей_ 12 процессуальных маркеров на 14 строк

35 Сигналы обратной связи КИВОК Да Ну да Нда Конечно Угу Хм Точно Понятно Кошмар …………

36 Функции Второй собеседник следит за речью основного говорящего Непосредственно связаны с текущим фрагментом дискурса Не требуют реакции принятия В англ. беседе 19% реплик – сигналы обратной связи