« Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, - я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому, И это станет моим навсегда ». Древняя мудрость
Проблемные ситуации и побуждающий диалог Приемы создания проблемной ситуации Побуждение к осознанию противоречия Побуждение к проблеме 1. Одновременно предъявить противо - речивые факты, теории, мнения Что вас удивляет ? Что интересного заме - тили ? Какое противоречие налицо ? Выбрать подходящее : Какой возникает вопрос ? Какой будет тема урока ? 2. Столкнуть мнения учеников вопро - сом или практическим заданием Вопрос был один ? А мнений сколько ? ( Задание было одно ? А как его выполнили ?) Почему так получилось ? Чего мы не знаем ? 3. Шаг 1. Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, экспер - том, наглядностью Вы сначала как думали ? А как на самом деле ? 4. Дать практическое задание, не выполнимое вообще Вы смогли выполнить задание ? В чем затруднение ? 5. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими Вы смогли выполнить задание ? В чем затруднение ? Чем это задание не похоже на предыдущие ? 6. Шаг 1. Дать задание, сходное с предыдущими Шаг 2. Доказать, что задание ученики не выполнили Что вы хотели сделать ? Какие знания применили ? Задание выполнено ? Почему ?
Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог Структура Побуждение к выдвижению гипотез Побуждение к проверке гипотез устной практической Об щее побуждение к любым гипотезам Какие есть гипотезы ? к аргументу / контраргументу : Согласны с этой гипотезой ? Почему ? к плану проверки Как можно проверить эту гипотезу ? Подсказка к решающей гипотезе к аргументу / контрагрументу к плану проверки Сообщение решающей гипотезы аргумента / контраргумента плана проверки