Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него не будет попутного ветра. Сенека Мои ориентиры в воспитании. Амонашвили Ш.А. Ниорадзе В.Г. Воспитывая- воспитываемся сами. Образовывая- образовываемся сами. Уча- учимся. Истинное воспитание Ребенка – в воспитании самих себя. Ш. Амонашвили
Огонек Мудрой любви
«Родители, дети, педагоги: восхождение к духовной общности» ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Ведущая идея: «Без духовной общности воспитания не состоится» (Ш.А. Амонашвили) Воспитание без дружбы с ребенком, без духовной общности с ним можно сравнить с блужданием в потемках. В.А.Сухомлински й
Чаша мудрости «… сила воспитательного влияния зависит от того насколько оно индивидуально для раскрытия духовных сил и становления личностных черт каждого отдельного школьника и насколько оно способно внушить общий дух дружелюбия и доброты в каждого из детей» Ш.А. Амонашвили.
Если понимаешь, что воспитывать других мы можем только через себя, то отменяется вопрос о воспитании, остается один вопрос: как нужно самому жить. Л.Н.Толстой
« Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущему, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руки в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний РЕБЕНОК».
«На самой верхней грани соприкосновения способностей и эмоций учителя со способностями и эмоциями учеников может родиться настоящая, увлекательная педагогика, действительная духовная общность между учителем и учащимся» Ш. А. Амонашвили
Я считал очень важным для морального развития подростков то, что их дружба с другими людьми начинается с отдачи духовных богатств, потребность в человеке рождается с желанием найти для себя в другом человеке источник радости, отдавая что-то свое». В.А.Сухомлински й
Первый этап исследования. Определение сути и смысла понятий духовности и духовной общности, как ориентира и принципа гуманной педагогики. Что для Вас есть духовность? Как проявляется духовность? Где ее истоки? Какой смысл вкладываем в понятие духовной общности?
« …Высота духовного поиска, вдохновение делают отношения ученика и учителя особыми, доверительными, а знание – живым, действенным, согревающим ум и сердце, ибо путь к душе человека лежит через любовь…»
«Я верю, что у человека есть душа, притом не такая душа, которую можно размельчить по частям научным исследованием. Душа – это целостное, глобальное явление. А если есть душа, то проблема педагогической психологии – исследовать качество, состояние этой души в человеке. Но у человека есть и тело. Иногда мы путаем тело с душой. Вот тут и появляется педагогика как наука, которая способствует возвышению души и духовности человека» Ш. А. Амонашвили
Второй этап исследования. Педагог в поле духовного восхождения. Как быть и оставаться духовным человеком? Каким же должен быть учитель? Каким ждет его ребенок?
В.А. Сухомлинский
«…Альфой и омегой моей педагогической веры является глубокая вера в то, что человек таков, каково его представление о счастье. Детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш...»
«…Десятки, сотни нитей, духовно связывающих учителя и учащегося, - это те тропинки, которые ведут к человеческому сердцу, это важнейшее условие дружбы, товарищества учителя и учащихся. Мы добиваемся, чтобы учителя и учеников объединяла духовная общность, при которой забывается, что педагог - руководитель и наставник…»
«…Если учитель стал другом ребенка, если эта дружба озарена благородным увлечением, порывом к чему-то светлому, разумному, в сердце ребенка никогда не появится зло. Если в школах есть насторожившиеся, ощетинившиеся, недоверчивые, а иногда и злые дети, то лишь потому, что учителя не узнали их, не нашли подхода к ним, не сумели стать их товарищами. Воспитание без дружбы с ребенком, без духовной общности с ним можно сравнить с блужданием в потемках…» В.А. Сухомлинский
Классификация значимых взрослых Духовная связанность Кровное родство Роднойчужой Близкий Родной и близкий Чужой, но близкий Чуждый Родной, но чуждый Чужой и чуждый
«Мы знаем, мы глубоко чувствуем, что там, в глубине детской души, есть много прекрасных струн, знаем, что в душе детской звучат мелодии видим следы их на детском лице, как бы вдыхаем в себя благоуханье, исходящее от детской души, но стоим перед всем этим с мучительным чувством закрытой и недоступной нам тайны». В.В.Зеньковский
Третий этап исследования. Поиск путей восхождения к духовной общности Ребенка и Учителя О-духо-творение человека « Образование - это восхождение к духовности ». « Слишком много на свете людей, которым никто не помог пробудиться …» Экзюпери
Как же взращивать духовную общность с нашими учениками, воспитанниками, с каждым Ребенком? Какими должны быть смысл, содержание, особенности нашего общения с детьми и отдельным Ребенком? Что нужно делать Учителю начальных классов, чтобы восхождение к духовности состоялось?
Подумайте над этим вопросом ради Ребенка в Вас, ради Ваших детей, ради тех мальчишек и девчонок, которые в суете дня пробегают мимо. Возможно, Ваши ответы помогут им видеть рыбок в солнечных лучах и легкие сны всю своюжизнь…
Нашему образовательному миру не хватает Света лично Вашего Сердца и Разума Детство нуждается в искренних Служителях, Защитниках и Хранителях, которыми можете стать только Вы.
С любовью От чистого сердца