Развитие рефлексии как условие личностно профессионального роста педагога Чеховская Ольга Анатольевна педагог-психолог МБОУ «Центр диагностики и консультирования»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Формирование интегративных профессиональных умений, призванных обеспечить успешное решение педагогом различных задач обучения, воспитания, развития растущего.
Advertisements

Развивающие возможности регионального курса Предметные результаты 1 года обучения I. Ценностные ориентации. II. Понимание содержания нравственных поступков.
Самосознание и социальное поведение Управление здравоохранения Липецкой области Областное образовательное автономное учреждение среднего профессионального.
« Труд создал самого человека » - Ф. Энгельс. Мышление это высшая ступень человеческого познания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут.
Рефлексия в структуре профессиональной компетентности педагога.
Познание Самопознание. В прошлый раз Социальное познание сам зачастую является членом познаваемого общества, имеет собственный интерес и переживания Субъект-человек.
У дошкольников личностный компонент универсальных учебных действий определяется, прежде всего, личностной готовностью ребенка к школьному обучению - степенью.
Анализ личностно - ориентированного урока. Анализ -
Формирование личностных универсальных учебных действий Л. В. Шестопалова, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ 20»
Личностно- ориентированный подход в обучении на уроках истории и обществознания.
второго поколения ФГОС второго поколения определяет ФГОС определяет Требования к структуре основных общеобразовательных программ Требования к результатам.
Подготовила: Петрова Ольга ЖУР-ДБ-3. Понятие психики. Психические явления Психика - способность мозга получать информацию об окружающей действительности,
Требования к результатам освоения образовательных программ.
Принцип диалога во взаимодействии с детьми как основной метод воспитания Машуков А.В., помощник ректора.
Психологические особенности старшего школьного возраста Задача возраста – формирование идентичности Ведущая деятельность – учебно-профессиональная Ориентация.
ТЕМА 10. ВНИМАНИЕ, МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ, ВООБРАЖЕНИЕ. ВНИМАНИЕ – это направленность и сосредоточенность сознания, предполагающие повышение уровня сенсорной,
ГУ им.Шакарима г.Семей СРО По возрастной психологии. На тему: Развитие личности и межличностных отношений в младшем школьном возрасте. Подготовила: ученица.
. Понятие «универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика.
Особенности образа мира у одаренных подростков По статье О.А. Богпомочевой, учителя гимназии 12 г. Липецка.
Рефлексия как механизм самосознания педагогов. Рефлексия (от позднелат. reflexio – обращение назад) – размышление, самонаблюдение, самопознание; в философии.
Транксрипт:

Развитие рефлексии как условие личностно профессионального роста педагога Чеховская Ольга Анатольевна педагог-психолог МБОУ «Центр диагностики и консультирования» Узловая, 2012 год

Понятие «рефлексия» Понятие «рефлексия» (от латинского reflexio «обращение назад») первоначально возникло в философии и означало процесс размышления человека обо всем происходящем в его собственном сознании

Развитие представлений о рефлексии в философии Сократ считал важнейшей задачей человека познание своей духовной активности и ее познавательной функции

Платон указывал на важность самопознания в связи с воспитанием такой добродетели, как благоразумие, которое он определял как знание самого себя

Декарт отождествлял рефлексию со способностью индивида сосредоточиться на содержании своих мыслей, отвлекаясь от всего внешнего, телесного

Локк рассматривал рефлексию как внутренний опыт, являющийся основным источником знаний, в отличие от опыта внешнего, основанного на восприятии окружающего мира органами чувств

Гегель признавал рефлексию как необходимый момент познавательного процесса и вместе с тем подчеркивал ее ограниченность

Рефлексивный подход в философии Западной Европы в XIX-XX вв. Данный подход был призван выразить своеобразие предмета философии в системе наук, его обособленность от предметно- чувственной деятельности, сосредоточенность на самосознании знания. Так, в феноменологии Гуссерля рефлексия трактуется как универсальный способ познания сознания, при котором «поток переживания со всеми его разнообразными событиями… становится ясно постигаемым и анализируемым».

Философия экзистенциализма (Ж.Сартр, М.Хайдеггер, С.Франк) открывает в рефлексии новое содержание: она приобретает этическое свойство, становясь голосом совести человека и обретая контролирующую сознание функцию. Рефлексия как «осмысляющее мышление» (Хайдеггер, 1993) будит в человеке чувство вины, побуждает его оценить свою нравственную позицию, определить назначение своего бытия.

В современном мире понятие рефлексии перестало быть философским, а стало специально - научным, в частности, психологическим понятием

Развитие рефлексии в онтогенезе Первые проявления рефлексии отмечаются у детей дошкольного возраста

В младшем школьном возрасте рефлексия, наряду с умственными действиями анализа и планирования, является психическим новообразованием

Подростковый возраст характерен активным ростом самосознания. Средством его развития становится личностная рефлексия

Понятие педагогической рефлексии или кто такой рефлексивный учитель? Под профессиональной педагогической рефлексией понимается осознание педагогом себя как субъекта педагогической деятельности и педагогической ситуации; ценностей, которыми он руководствуется, оценку степени адекватности собственных педагогических действий и форм поведения в профессионально значимых ситуациях.

Факторы, запускающие рефлексивные процессы в педагогической деятельности - умение педагога увидеть изменения, выделить их из бесконечной череды действительности, сделать их предметом рефлексии; - «запуском» рефлексивного действия может стать неудача, являющаяся рассогласованием между ожидаемым и реальным положением дел, создающая внутренней дискомфорт и неудовлетворенность педагога собой; - конфронтация в педагогическом процессе, проявляющаяся в противоречии между тем, как член группы воспринимает самого себя, и тем, как его воспринимают окружающие, является также мощным механизмом запуска рефлексии.

Компоненты механизма рефлексирования -Когнитивный компонент -Эмоциональный компонент -Мотивационный компонент -Волевой компонент

Краткая форма проведения ситуативной рефлексии какие чувства присутствуют в данный момент и каково мое отношение к ним (эмоциональное самоощущение); почему данное состояние возникло (мотивационный аспект); какие действия привели к этому состоянию (поведенческий аспект); что я хочу сделать в следующий момент, какой результат хочу получить (прогностический аспект).

Рефлексия взаимодействия субъектов в педагогической ситуации 1. Педагог, каков он есть в действительности (Я = действующий), то есть осознание процесса реализации педагогической деятельности: целей, мотивов, планирования, принятия решений, выполнения, способов контроля, характера оценки. 2. Педагог, каким он видит самого себя (Я = осознающий себя), то есть осознание чувств, ценностей, способов обработки информации и преодоления препятствий, психологических барьеров, зажимов, присущих педагогу.

3. Педагог, каким он представлен другому (Я = представленный другому) – это осознание содержания и способов коммуникации, поз, жестов, расстояния, тона, дистанции, используемых педагогом в процессе деятельности, их адекватность реальным целям. 4. Другой, каков он есть в действительности (Он = действующий) – осознание процесса выполнения деятельности и используемых средств общения с другими участниками педагогического процесса.

5. Другой, каким он видит самого себя (Он = осознающий себя) – осознание скрытой области в форме предположения о том, что чувствует другой, чем руководствуется, как размышляет, как оценивает себя. 6. Другой, каким он видится мне (Он = представленный мне) – осознание отношения к Другому, тех смыслов, которые вкладываются в получаемую информацию о других участниках педагогического процесса.

Рефлексивный практикум Я - реальный учитель Я - идеальный учитель

Признаки развитой педагогической рефлексии сознание особенностей своей личности осознание смыслов и ценностей своей педагогической деятельности позитивное принятие прошлого и ориентация в настоящем и будущем способность самостоятельно изменить неблагоприятный ход событий находить оптимальные выходы из затруднительных педагогических ситуаций активно и позитивно воздействовать на окружающих

Библиографический список 1. Бизяева А.А. Психология думающего учителя: педагогическая рефлексия.- Псков, Вачков И.В. Структура профессионального самосознания учителя [Текст] // Школьный психолог. – – 3, 5, Вульфов Б.З. Социальный педагог в системе общественного воспитания (школьников) [Текст] // Педагогика. – – Вульфов Б.З., Харькин В.Н. Педагогика рефлексии [Текст]. – М., Карпов А.В., Скитяева И.М. Психология рефлексии. – Москва – Ярославль: Аверс Пресс, Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. Введение в психологию субъективности [Текст]. – М., Тюков А.А. О путях описания психологических механизмов рефлексии [Текст] // Проблемы рефлексии. – Новосибирск, 1987.

Спасибо за внимание!