Лекция 6 Мировоззренческие проблемы энергоэффективности и энергосбережения Модуль 1
Модуль 1. МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ предназначен для введения слушателя в задачи энергосбережения и энергоэффективности и направлен на создание мотивации к изучению и преподаванию курса «Энергосбережение». предназначен для введения слушателя в задачи энергосбережения и энергоэффективности и направлен на создание мотивации к изучению и преподаванию курса «Энергосбережение». Рассмотрены взаимосвязь экономического и энергетического кризисов, Рассмотрены взаимосвязь экономического и энергетического кризисов, эффективное использование энергии, эффективное использование энергии, исторические этапы потребления энергии человечеством, исторические этапы потребления энергии человечеством, комплексный системный подход к проблеме энергосбережения, комплексный системный подход к проблеме энергосбережения, социально-демографические аспекты энергосбережения, социально-демографические аспекты энергосбережения, молодежная политика энергосбережения, молодежная политика энергосбережения, регионально-климатические особенности энергосбережения и энергоэффективности, регионально-климатические особенности энергосбережения и энергоэффективности, международная практика энергосбережения, международная практика энергосбережения, мировоззренческие проблемы энергоэффективности и энергосбережения. мировоззренческие проблемы энергоэффективности и энергосбережения.
Мировоззренческие проблемы энергоэффективности и энергосбережения Энергосбережение как образ мышления и принцип жизни. Энергосбережение как образ мышления и принцип жизни. Смена парадигмы. Смена парадигмы. Изменение собственного сознания и образа жизни. Изменение собственного сознания и образа жизни.
Энергосбережение как образ мышления и принцип жизни К энергосбережению принудить невозможно. Это необходимость, которую нужно осознать К энергосбережению принудить невозможно. Это необходимость, которую нужно осознать пока все не научатся жить «по средствам», пока не произойдут необходимые сдвиги в общественном сознании, мы будем продолжать оставаться расточительными. пока все не научатся жить «по средствам», пока не произойдут необходимые сдвиги в общественном сознании, мы будем продолжать оставаться расточительными.
Изменение собственного сознания и образа жизни: тенденции Распространение экол огического мышления Распространение экол огического мышления экол огического мышленияэкол огического мышления Осознанный выбор гармоничного сосуществования с природой Осознанный выбор гармоничного сосуществования с природой Начала развиваться прослойка социума, состоящая из людей, которым стыдно за нещадное опустошение и загрязнение природных богатств. Начала развиваться прослойка социума, состоящая из людей, которым стыдно за нещадное опустошение и загрязнение природных богатств.
Философия и экология …не следует сомневаться в том, что всякий потребляющий слишком много энергии понесет часть ответственности за тех жителей бедных, равнинных стран, которые захлебнутся в море, пусть он сам и не льет воду на тонущих. …не следует сомневаться в том, что всякий потребляющий слишком много энергии понесет часть ответственности за тех жителей бедных, равнинных стран, которые захлебнутся в море, пусть он сам и не льет воду на тонущих. Тем не менее благодаря своему образу жизни такой человек навряд ли ощутит то спасительное возмущение, которое может помочь его обращению; Тем не менее благодаря своему образу жизни такой человек навряд ли ощутит то спасительное возмущение, которое может помочь его обращению; гибель тысяч людей, в которой он отчасти виновен, будет менее близка ему эмоционально, чем смерть одного, принадлежащего ему золотистого хомячка. гибель тысяч людей, в которой он отчасти виновен, будет менее близка ему эмоционально, чем смерть одного, принадлежащего ему золотистого хомячка. В. Хесле В. Хесле
Ценности Исчезновение восприимчивости к различению действия и бездействия является этически значимым, сопутствующим феноменом. Исчезновение восприимчивости к различению действия и бездействия является этически значимым, сопутствующим феноменом. Хотя, конечно, не одно и то же, убиваю ли я человека или не помогаю тому, чьей жизни угрожает опасность, - тем не менее, Хотя, конечно, не одно и то же, убиваю ли я человека или не помогаю тому, чьей жизни угрожает опасность, - тем не менее, чрезвычайная сложность обусловленных техникой причинных переплетений современного мира приводит к тому, что многие люди точно не знают, виноваты ли они в смерти многих людей в "третьем мире" лишь потому, что не финансируют эти страны, или, скажем, чрезвычайная сложность обусловленных техникой причинных переплетений современного мира приводит к тому, что многие люди точно не знают, виноваты ли они в смерти многих людей в "третьем мире" лишь потому, что не финансируют эти страны, или, скажем, несут ли они какую-нибудь вину за их гибель из-за своего потребительского поведения, которое приводит к экономическому кризису в далекой стране, или, например, несут ли они какую-нибудь вину за их гибель из-за своего потребительского поведения, которое приводит к экономическому кризису в далекой стране, или, например, виноваты ли они, если потребляют энергию, вызывающую стихийное бедствие. виноваты ли они, если потребляют энергию, вызывающую стихийное бедствие. В.Хесле В.Хесле
Новая этика проповедует бережное отношение к тому, что даёт нам природа проповедует бережное отношение к тому, что даёт нам природа в современном выскотехнологичном мире стали появляться так называемые эко- поселения, где живут люди, сделавшие свой жизненный выбор в пользу наименьшего влияния на окружающую среду. в современном выскотехнологичном мире стали появляться так называемые эко- поселения, где живут люди, сделавшие свой жизненный выбор в пользу наименьшего влияния на окружающую среду.
Эко-поселения По сути эти поселения напоминают простые деревни, но оснащённые последними достижениями альтернативной энергетики (солнечными панелями и ветряками), а также имеющие особенную организацию хозяйственно-бытовой сферы. По сути эти поселения напоминают простые деревни, но оснащённые последними достижениями альтернативной энергетики (солнечными панелями и ветряками), а также имеющие особенную организацию хозяйственно-бытовой сферы. На рисунке эко-деревня Ламмас, расположенная в северной части графства Пембрукшир. На рисунке эко-деревня Ламмас, расположенная в северной части графства Пембрукшир.
Новые формы хозяйствования Экономное использование водных и земельных ресурсов, а также повторное использование воды. Экономное использование водных и земельных ресурсов, а также повторное использование воды. Переработка жидких и твёрдых отходов и, опять-таки, повторное их использование. Переработка жидких и твёрдых отходов и, опять-таки, повторное их использование. При строительстве зданий в эко- поселениях используются только зелёные технологии и натуральные строительные материалы, а также принимаются меры по максимизации энергосбережения. При строительстве зданий в эко- поселениях используются только зелёные технологии и натуральные строительные материалы, а также принимаются меры по максимизации энергосбережения.энергосбережения Проповедуется полный отказ от традиционных видов транспорта либо же минимальное его использование и отказ от химических удобрений в сельском хозяйстве. Проповедуется полный отказ от традиционных видов транспорта либо же минимальное его использование и отказ от химических удобрений в сельском хозяйстве. Каждый житель эко-поселения старается способствовать развитию биологического разнообразия в окружающей природе. Каждый житель эко-поселения старается способствовать развитию биологического разнообразия в окружающей природе. На рисунке эко-поселение Cobb Hill (США) На рисунке эко-поселение Cobb Hill (США)
Плавучий экополис для климатических беженцев Венсан Каллебо создал проект города-лилии. Венсан Каллебо создал проект города-лилии.
Эко-города
Образование как средство изменения мировоззрения Энергетическая безопасность - это неотъемлемая часть образования, которая уже сейчас должна способствовать формированию ответственного отношения личности и общества к природе, материальным, социальным и духовным ценностям. Энергетическая безопасность - это неотъемлемая часть образования, которая уже сейчас должна способствовать формированию ответственного отношения личности и общества к природе, материальным, социальным и духовным ценностям.
Задачи образования создать у учащихся целостное представление об энергосбережении как единой системе процессов рационального расходования энергетических ресурсов всех видов и форм; создать у учащихся целостное представление об энергосбережении как единой системе процессов рационального расходования энергетических ресурсов всех видов и форм; показать необходимость системного подхода к решению проблем энергосбережения и экологии; показать необходимость системного подхода к решению проблем энергосбережения и экологии; раскрыть суть государственной политики в области энергосбережения и экологии; раскрыть суть государственной политики в области энергосбережения и экологии; убедить учащихся в возможности и необходимости их личного участия в решении проблем энергосбережения и экологии; убедить учащихся в возможности и необходимости их личного участия в решении проблем энергосбережения и экологии; содействовать формированию культуры использования энергии и творческого мышления в отношении изыскания резервов энергосбережения в повседневной жизни; содействовать формированию культуры использования энергии и творческого мышления в отношении изыскания резервов энергосбережения в повседневной жизни; применительно к национальным и региональным условиям показать практические и экономические аспекты организации рационального использования энергоресурсов; применительно к национальным и региональным условиям показать практические и экономические аспекты организации рационального использования энергоресурсов; сделать акцент на понимание физико-химических и организационных принципов энергосбережения при преобразовании, передаче, распределении и потреблении энергоресурсов всех видов. сделать акцент на понимание физико-химических и организационных принципов энергосбережения при преобразовании, передаче, распределении и потреблении энергоресурсов всех видов.
Выводы Энергосбережение должно стать образом мышления и принципом жизни. Энергосбережение должно стать образом мышления и принципом жизни. Должна произойти смена парадигмы. Должна произойти смена парадигмы. Каждый человек должен изменить собственное сознание и образ жизни. Каждый человек должен изменить собственное сознание и образ жизни.
Литература 1. Лукашевич О.Д. Энергосбережение: социально-экологический проект : учебно-методическое пособие / О.Л. Лукашевич, М.В. Колбек. – Томск : Изд-во Том. гос. архит.-строит. ун-та. – – 40 с. 1. Лукашевич О.Д. Энергосбережение: социально-экологический проект : учебно-методическое пособие / О.Л. Лукашевич, М.В. Колбек. – Томск : Изд-во Том. гос. архит.-строит. ун-та. – – 40 с. 2. Основы энергосбережения: учебник / Н.И. Данилов, Я.М. Щелоков; под ред. Н.И. Данилова. Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, с. 2. Основы энергосбережения: учебник / Н.И. Данилов, Я.М. Щелоков; под ред. Н.И. Данилова. Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, с. 3. Данилов Н.И., Щелоков Я.М. Экологические проблемы использования топлива. Екатеринбург; Екатеринбург: Уралэнерго- Пресс г с. 3. Данилов Н.И., Щелоков Я.М. Экологические проблемы использования топлива. Екатеринбург; Екатеринбург: Уралэнерго- Пресс г с. 4. Данилов Н.И., Щелоков Я.М. Энергосбережение для начинающих. Екатеринбург: Уралэнерго-Пресс г с. 4. Данилов Н.И., Щелоков Я.М. Энергосбережение для начинающих. Екатеринбург: Уралэнерго-Пресс г с. 5. Данилов Н.И., Щелоков Я.М. Энергосбережение для всех. Екатеринбург: Энерго-Пресс г с. 5. Данилов Н.И., Щелоков Я.М. Энергосбережение для всех. Екатеринбург: Энерго-Пресс г с. 6. Данилов Н.И., Щелоков Я.М., Лисиенко В.Г. Развитие энергоэффективных технологий и техники (введение в хрестоматию энергосбережения для юношества) - Екатеринбург: Уралэнерго-Пресс г с. 6. Данилов Н.И., Щелоков Я.М., Лисиенко В.Г. Развитие энергоэффективных технологий и техники (введение в хрестоматию энергосбережения для юношества) - Екатеринбург: Уралэнерго-Пресс г с. 7. Энергосбережение. ШПИРЭ. Школьная программа использования ресурсов и энергии: учебное пособие для средней школы: Санкт- Петербург URL: end.htm. 7. Энергосбережение. ШПИРЭ. Школьная программа использования ресурсов и энергии: учебное пособие для средней школы: Санкт- Петербург URL: end.htm. 8. Основы энергосбережения: Учеб. пособие / М.В. Самойлов, В.В. Паневчик, А.Н. Ковалев.2-е изд., стереотип. – Мн.: БГЭУ, – 198 с. 8. Основы энергосбережения: Учеб. пособие / М.В. Самойлов, В.В. Паневчик, А.Н. Ковалев.2-е изд., стереотип. – Мн.: БГЭУ, – 198 с.