«Воспитательный потенциал ФГОС начального и основного общего образования» Логвинова И.М.
Идеология ФГОС Духовно-нравственное воспитание личности Гражданская идентичность Системно - деятельностный подход
Портрет выпускника начальной школы любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
Портрет выпускника начальной школы готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Планируемые Результаты Предметные Метапредметные Личностные Целостная образовательная cреда Урочная деятельность Внеурочная деятельность Внешкольная деятельность
Воспитательный потенциал урочной деятельности: Программы отдельных учебных предметов (Цели, ценностные ориентиры, результаты, виды учебной деятельности)
Воспитательные результаты и эффекты внеурочной деятельности школьников
Уровни воспитательных результатов Первый уровень – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Уровни воспитательных результатов Второй уровень – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Третий уровень – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.
Методический конструктор внеурочной деятельности Познава- тельная 1. Приобретение школьником социальных знаний Викторины, познавательные игры, познавательные беседы. 2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности Дидактический театр, общественный смотр знаний. 3. Получение опыта самостоятельного социального действия Детские исследовательские проекты, внешкольные акции познавательной направленности (олимпиады, конференции учащихся, интеллектуальные марафоны)
Методический конструктор внеурочной деятельности 5. Художест- венное творчество 1. Приобретение школьником социальных знаний Кружки художественного творчества. 2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности Художественные выставки, фестивали искусств, спектакли в классе, школе. 3. Получение опыта самостоятельного социального действия Художественные социально значимые акции школьников
Методический конструктор внеурочной деятельности Спортивно- оздоровите- льная деятельность 1. Приобретение школьником социальных знаний Занятия спортивных секций, беседы о ЗОЖ, участие в оздоровительных процедурах. 2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности Школьные спортивные турниры и оздоровительные акции 3. Получение опыта самостоятельного социального действия Социально значимые спортивные и оздоровительные акции- проекты.
Интеграция возможностей общего и дополнительного образования при организации внеурочной деятельности комплексные образовательные программы, предполагающие последовательный переход от воспитательных результатов первого к результатам третьего уровня в различных видах внеурочной деятельности; тематические образовательные программы, направленные на получение воспитательных результатов в определенном проблемном поле и использующие при этом возможности различных видов внеурочной деятельности (например, образовательная программа патриотического воспитания, образовательная программа воспитания толерантности и т.п.);
Интеграция возможностей общего и дополнительного образования при организации внеурочной деятельности образовательные программы, ориентированные на достижение результатов определенного уровня Такие программы могут иметь возрастную привязку, например: для 1-2-го класса – образовательная программа, ориентированная на приобретение школьником социальных знаний в различных видах деятельности; для 2-3-го класса – образовательная программа, формирующая позитивное отношение к базовым ценностям; для 4-го класса – образовательная программа, дающая ребенку опыт самостоятельного общественного действия;
Интеграция возможностей общего и дополнительного образования при организации внеурочной деятельности образовательные программы по конкретным видам внеурочной деятельности; возрастные образовательные программы (образовательная программа внеурочной деятельности младших школьников; образовательная программа внеурочной деятельности подростков; образовательная программа внеурочной деятельности старшеклассников); индивидуальная образовательная программа младшего школьника.
Спасибо за внимание! Институт стратегических исследований в образовании Логвинова И.М. 8(499)