Стандарты нового поколения и новое качество образования
В своем большинстве учителя являются родителями, и как родители, мы часто задумываемся, каким мы хотим видеть своего ребенка по окончанию школы. Именно каким, а не кем (с точки зрения профессии). Я хочу, чтобы мой ребенок был здоровым, доброжелательным и отзывчивым, уверенным в своих силах, с чувством собственного достоинства, коммуникабельным, активным, любознательным, открытым для всего нового, ориентирующимся в современном мире, умеющим ставить перед собой цель и добиваться её, решать жизненные проблемы и многое другое. Если сравнить эти качества с портретом выпускника в тексте ФГОС, то увидим явные совпадения.
Традиционно учитель был обязан дать ученику глубокие и прочные знания по предметам. Жизнь меняется быстро и ни учитель, ни родитель, ни сам ученик не в состоянии предугадать какие знания и умения ему понадобятся в будущем. Отсюда возникает необходимость в умении обучаться и развиваться в течение всей жизни. И как следствие, смена цели во ФГОС вместо передачи суммы знаний – развитие личности учащегося на основе способов деятельности. Но это не значит, что следует отказываться от «багажа» знаний. Просто меняются приоритеты. Предметное содержание перестает быть центральной частью стандарта. ФГОС ориентирует на метапредметные и личностные результаты. Конечно, как все новое - это требует нового подхода в работе самого учителя, больших временных затрат на начальном этапе.
Мой опыт показывает, что перестроить себя и начать работу совершенно по-другому – очень сложно. Кажется, что на уроке мало успеваем сделать практических заданий, в тетради почти нет записей. Зато много разговариваем, договариваемся, ищем способы: а как лучше, почему, а что дальше, а зачем? Особенно меня волнуют уроки русского языка и математики. Ведь тот материал, который должен быть изучен и понят учениками никто не сокращал. Наоборот, он ещё расширился. Но кроме него у детей ещё надо развивать и УУД. Порой кажется, что это невозможно. Хочется надеяться, что это трудности первого этапа, что к 4 классу все мои старания и надежды оправдаются.
Особенно хотелось бы отметить, что реализация ФГОС невозможна без поддержки родителей. Новые стандарты указывают на важность участия родителей в обучении детей. Они должны стать неотъемлемым звеном одной цепи: ученик, родитель, учитель. В своем классе я провела среди родителей анкетирование, которое позволило выяснить мнения о введении ФГОС. Результаты показали следующее: (всего в классе 20 учащихся, приняли участие в анкетировании 18 родителей)
1. Волнует ли Вас, каким будет образование в России? Да - 18 Нет - 2. Ваш ребенок ходит в школу с удовольствием? Да -16 Нет Знаете ли Вы, что важнейшей задачей современного образования является повышение качества образовательных услуг? Да - 16 Нет Знаете ли Вы, что Ваш ребенок учится по стандартам второго поколения? Да -14 Нет Как вы относитесь к введению ФГОС ? Положительно - 5 Отрицательно - 3 Нейтрально Что Вам представляется особенно интересным в ФГОС? -Развитие успешности личности ребенка -13; -Заключение общественного договора -3; -Внеурочная занятость ребенка - 8; -Повышение качества образования -11; 7. Хотите ли вы быть непосредственными участниками образовательного процесса школы? Да -7 Нет -2 Не знаю Какое участие Вы принимаете в жизни школы? - участвую в управлении школой через родительский комитет -3 - принимаю участие в разработке индивидуального учебного плана – - участвую в организации внешкольных мероприятий -1 - принимаю участие в ремонте школы Видите ли Вы изменения в школе, связанные с переходом на ФГОС? (сравните с обучением старшего ребенка) Да - 11 Нет - 2
На качество образования влияют: личностно – ориентированный подход к образованию создание на уроке ситуации успеха активная позиция учителя вовлечение и участие родителей в учебный процесс