ПРЕДЛОЖЕНИЕ –одна из основных единиц синтаксиса: 1)служит для сообщения, вопроса или побуждения; 2)может быть восклицательным и невосклицательным; 3)имеет грамматическую основу; 4)имеет смысловую и интонационную законченность.
подлежащее сказуемое кто? что? что делает предмет? что такое предмет? каков предмет? простое составное составное глагольное глагольное именное 1 глагол глаг.+гл.в н.ф. Гл.связка+сущ. прил. прич. числ. мест. нар.
1.Поезд мчался вдаль. 2.Все притихли.Иные вздрогнули. 3.Учащиеся готовятся к экзамену. 4.Двое уже обогнали меня. 5.Завтра не будет похожим на сегодня. 6.Далече грянуло ура. 7.Учиться всегда пригодится. 8.Дежурные поливали в классе цветы. 9.Дед с матерью шли впереди всех.
Простое глагольное(глагол в форме одного из наклонений) 1.Кончилась летняя ночь. 2.Без тренировки я не выполнил бы норм по плаванию. 3.Ты разберись в этой задаче.
Составное глагольное сказуемое(вспомо- гательное слово + глагол в форме инфи- нитива). 1.Молодой Дубровский хотел заняться де- лами. 2.Человек должен трудиться. 3.Мы рады весь изъездить мир.
Составное именное (глагол-связка +имен ная часть) 1.Федор был весельчаком. 2.Лодка показалась мне ненадежной. 3.Брови ее были сдвинуты. 4.Два да три будет пять. 5.При встрече с Федей я был настороже. 6.Варя была с заплаканными глазами. Нулевая связка: 1.Вишневый сад теперь мой. 2.Добрая работа – всему начало.
определение дополнение обстоятельство какой?чей? ? косв.пад. образа дейст.как? соглас. прямое степени в какой ст.? несогл. косв. места где?куда? времени когда? условия при каком условии? причины почему? цели зачем?отчего? уступки вопреки чему?
двусоставное односоставное есть есть подлежащее подлежащее и или сказуемое сказуемое
определенно- неопределенно- безличные личные личные сказуемое сказуемое сказуемое глагол 1л.,2л. глагол 3л. безл.глаг. ед.ч., мн.ч. мн.ч. личн.гл. в наст.вр., безл.форме буд.вр.; НЕТ мн.ч. БЫТЬ в от- прош.вр. риц.предл назывные подлежащее
-обращение; -вводные слова; -однородные члены; -обособленные определения; -обособленные приложения; -обособленные обстоятельства; -уточняющие члены предложения.
повеств. невоскл. двусост. распр. осл.: побуд. восклиц. односос. нераспр.-обр. вопрос. -вв.с. -одн.чл. -об.опр. -об.обст. -уточ.чл.
«Хорошую речь приятно и слушать»
1.Укажи неверное утверждение. А.Подлежащее может выражаться различ – ными частями речи. Б.Сказуемое выражает грамматическое зна- чение одного из наклонений. В.В предложении обязательно должно быть подлежащее и сказуемое. Г.Обстоятельства поясняют сказуемое или другие члены предложения.
2.Найдите предложение, в котором подле- жащее выражено словосочетанием. А.Маленькая гостиная была неуютной. Б.Наше завтра будет прекрасно. В.Мы с Аликом принялись за работу. Г.Прямо к станции летит тройка удалая.
3.Укажите предложение с простым глаголь- ным сказуемым. А.Он собирается заниматься в спортивной школе. Б.Стану сказывать я сказки. В.Я буду учителем в вашей школе. Г.Я буду строить новый дом.
4.Найдите предложение с составным имен- ным сказуемым. А.Он был высокого роста. Б.Я готов с вами поспорить. В.Я был рад помочь вам. Г.Вы должны трудиться.
5.Укажите, в каких предложениях выделен- ное слово является дополнением. А.Мастер чинит телефон. Б.Ветер поднимает тучи пыли. В.Буря мглою небо кроет. Г.Встретить ночь готовится природа.
6.Укажите предложение с согласованным определением. А.На горизонте показалась лодка с парусом Б.Поездку домой ожидали все. В.На фотографии человек лет тридцати. Г.Деревенские улицы тонули в зелени.
7.Найдите предложение с обстоятельством времени. А.Мы очень устали. Б.Кругом кричали коростели. В.Вчера я приехал в Тамбов. Г.Он изменился до неузнаваемости.
8.Найдите односоставные предложения. А.День ясен. Б.С утра морозит. В.Что бы это значило? Г.Мне нездоровится. Д.Ряд телеграфных столбов.
Задание 1 –В Задание 2 –В Задание 3 –Г Задание 4 –А Задание 5 –Б, В Задание 6 –Г Задание 7 –В Задание 8 –Б, Г, Д
Книга – верный, бескорыстный и наиболее сведущий друг.Она терпеливый учитель,го- товый десятки раз повторять мысль, прежде чем ее освоит неопытный или ленивый ра- зум.Люди бывают пристрастны, несовер – шенны в своих увлечениях, и только книга может научить нас безошибочно распозна- вать добро и зло, истину и ложь, красоту и безобразие.
1.Выделите грамматические основы, укажи- те способы выражения главных членов.Ка- кие это предложения по наличию главных членов? 2.Какие предложения осложнены? Какими конструкциями? 3.Произведите синтаксический разбор пер- вого предложения.