МБОУ «Школа 51» Социально – психологические особенности одаренных детей
Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми Талант – это врожденные способности, обеспечивающие высокие успехи в деятельности Гениальность - наивысшая степень проявления творческих возможностей личности
Особенности, присущие одаренным Во-первых, одаренных отличает высокая чувствительность ко всему, у многих высоко развито чувство справедливости; они способны чутко улавливать изменения в общественных отношениях, новые веяния времени в науке, культуре, технике, быстро и адекватно оценивать характер этих тенденций в обществе. Во – вторых, познавательная непрекращающаяся активность и высоко развитый интеллект дают возможность получать новые знания об окружающем мире. Творческие способности влекут их к созданию новых концепций, теорий, подходов. В – третьих, большинству одаренных свойственны большая энергия, целеустремленность и настойчивость, которые в сочетании с огромными знаниями и творческими способностями позволяют претворять в жизнь массу интересных и значимых проектов. Во-первых, одаренных отличает высокая чувствительность ко всему, у многих высоко развито чувство справедливости; они способны чутко улавливать изменения в общественных отношениях, новые веяния времени в науке, культуре, технике, быстро и адекватно оценивать характер этих тенденций в обществе. Во – вторых, познавательная непрекращающаяся активность и высоко развитый интеллект дают возможность получать новые знания об окружающем мире. Творческие способности влекут их к созданию новых концепций, теорий, подходов. В – третьих, большинству одаренных свойственны большая энергия, целеустремленность и настойчивость, которые в сочетании с огромными знаниями и творческими способностями позволяют претворять в жизнь массу интересных и значимых проектов.
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности Социальная одаренность Социальная одаренность Художественная одаренность Художественная одаренность Интеллектуальная одаренность Виды одаренности Творческая одаренность Психомоторная (спортивная) одаренность
Уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности – это всегда результат сложного взаимодействия : Наследственности (природных задатков) Социальной среды, опосредованной деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой) Психологических механизмов саморазвития личности.
- Большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, а также умение ставить вопросы; - повышенная концентрация внимания на чем- либо, упорство в достижении результата в той сфере, которая им интересна; - расположенность к четким схемам и классификациям.
Диссинхрония - Различие темпов развития интеллектуальных и коммуникативных процессов; Неравномерность развития интеллектуальных и психомоторных процессов Эффект ускоренного развития одного из психических процессов в сочетании с обычным (соответствующим возрасту) или даже замедленным развитием другого)
Социальная изоляция – это не следствие эмоциональных нарушений, а результат условий, в которых оказывается ребенок при отсутствии группы, с которой он мог бы общаться.
Два аспекта одаренности Инструментальный 1.Наличие специфических стратегий деятельности; 2.Сформированность качественно своеобразного индивидуального стиля деятельности; 3.Высокая структурированность знаний; 4.Особый тип обучаемости. Мотивационный 1. Повышенная избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной действительности 2. Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям 3. Повышенная познавательная потребность 4. Предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации 5. Высокая критичность к результатам собственного труда
Согласно социологическим данным, одаренные дети от общей популяции составляют 20-30%. К «благополучным» из них относятся всего лишь 5%, остальные находятся в состоянии большого риска социальной изоляции и отвержения со стороны своих ровесников. Наиболее частые особенности дезадаптации одаренных детей: трудности в нахождении близких по духу друзей; проблемы участия в развлечениях сверстников; проблемы конформности, т.е., старание подстроиться под других, отказ от своей индивидуальности; очень ранний интерес к проблемам мироздания и судьбе; диссинхрония развития как причина потери мотивации к учебе.
Интеллектуально одаренным подросткам необходимо : - уединение и возможность побыть наедине с собой; - в повседневном общении необходимо учитывать их склонность к заниженной самооценке возможно, такие дети требуют поддержки и большего внимания к их деятельности, мыслям и проектам; -их следует включать в активную общественную и творческую деятельность, тем более что они показывают большую эмоциональную стабильность и более спокойно относятся к критике и собственным ошибкам, чем их интеллектуально одаренные сверстники; -одаренных детей нельзя воспринимать просто как избранных, которым все дано, нельзя воспринимать и как обычных детей.; -они нуждаются в поддержке и стимулировании родителей и учителей, чтобы их талант не угасал, но при этом они могли бы гармонично развиваться среди обыкновенных детей; -их нельзя и особенно выделять, поскольку они такие же дети, как остальные, и не могут обойтись без внимания сверстников.
Спасибо за внимание!