Мастер – класс: Предметно-развивающая среда сенсорной комнаты как условие психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ
Задачи мастер-класса: 1.Обобщение и представление опыта работы по теме: "Предметно-развивающая среда сенсорной комнаты как условие психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ"; 2. Прямой и комментированный показ последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности; 3.Совместная отработка методических подходов и приемов решения поставленной в программе мастер-класса проблемы; 4.Рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса.
Регламент работы 1.Электронная презентация на тему:"Предметно- развивающая среда сенсорной комнаты как условие психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ"(обобщение опыта работы) - музыкальный зал -10минут 2. Практикум -сенсорная комната-10минут 3.Творческая работа участников мастер-класса - сенсорная комната-15 минут 4.Рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса -10минут
Образовательная среда Доступность Персонализация Трансформация
Монтессори - клуб
Проявление сенсорных возможностей
Сенсорная комната это организованная особым образом окружающая среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов. которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и вестибулярные рецепторы
В сенсорной комнате происходит воздействие на три основных канала восприятия человеком окружающего мира кинестетический, аудиальный визуальный
Сенсорная комната предназначена для : – обучения на основе сенсорной стимуляции ; – психокоррекции ; – социальной адаптации.
« Комната – доктор » способствует : улучшению эмоционального состояния ; снижению беспокойства и агрессивности ; снятию нервного возбуждения и тревожности ; нормализации сна ; ускорению восстановительных процессов после болезни ;
Основными целями занятий в сенсорной комнате являются: стимулирование сенсорного развития детей, компенсация сенсорных впечатлений, сохранение и поддержка индивидуальности ребенка через гармонизацию его внутреннего мира.
1.Развитие и гармонизация эмоционально-волевой сферы детей: снятие психоэмоционального напряжения; саморегуляция и самоконтроль; умение управлять своим телом, дыханием; умение передавать свои ощущения в речи; умение расслабляться, освобождаться от напряжения; формирование представлений о положительных и отрицательных эмоциях; уверенность в себе.
2.Развитие коммуникативной сферы детей: эмпатические чувства, желание оказывать друг другу эмоциональную и физическую поддержку; формирование мотивации к общению и развитие коммуникативных навыков; преодоление негативных эмоций по отношению к сверстникам (агрессивность).
3.Развитие психических процессов и моторики детей: произвольность внимания, его устойчивость и переключаемость; память, мышление, воображение, восприятие (зрительное, тактильное, слуховое), умственные способности; развитие координации, в том числе зрительно-моторной.
В образовательных учреждениях сенсорная комната используется для : педагогической коррекции детей в детских домах ; проведения коррекционных занятий с детьми, имеющими различные сенсомоторные нарушения ; коррекции игровой деятельности ; снятия стрессов, страхов, развития психических процессов и т. д ;
Основными показаниями для проведения психокоррекционной работы в сенсорной комнате являются: психическое недоразвитие; задержанное психическое развитие; поврежденное психическое развитие; искаженное психическое развитие; дисгармоничное психическое развитие
Примерный план психокоррекционного занятия I блок – введение в игровую ситуацию. II блок – основная работа. III блок прощание
Работа в сенсорной комнате организуется в следующих формах: релаксационные тренинги для детей и взрослых, которые уменьшают тревожное состояние, снижают агрессию, обучают саморегуляции; использование стимулирующих упражнений, направленных на активацию и развитие у детей дошкольного возраста сенсорных функций: зрительного и слухового восприятия, осязания и пространственного восприятия; непосредственно общение, которое имеет огромное значение для общего психологического развития человека, развития его самооценки и становления как личности.
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ СЕНСОРНОЙ КОМНАТЫ условно можно разделить на три функциональных блока : Релаксационный блок; Активизирующий блок ; Общеоздоровительный блок
ПРОЕКТ «Сенсорная комната»
Рабочая зона
Активная зона
Темная комната
Пузырьковая колонна
Результат: Приобретение навыков произвольной саморегуляции; Снижение агрессивности, тревожности; Сформированность умения понимать и принимать эмоциональное состояние свое и окружающих; Умение взаимодействовать в группе; Достижение состояния расслабления.
Перечень оборудования сенсорной комнаты: профессиональный генератор запахов со звуками природы и ароматами; фонтан водный настольный; пучок фиброоптических волокон с боковым свечением «Звездный дождь». детский зеркальный уголок с пузырьковой колонной; сухой душ; маты напольные; пуфики-кресло «Груша»; цветные модули; проектор «Солнечный-100»; зеркальный шар с мотором и профессиональный источник света; сухой бассейн; музыкальный центр и набор музыкальных дисков.
Противопоказания к занятиям в сенсорной комнате Инфекционные заболевания; Ограниченно использовать интерактивное оборудование сенсорной комнаты с детьми или взрослыми с астеническими проявлениями, синдромом гиперактивности, эпилиптическим синдромом или готовностью к эпилепсии, умеренной и тяжелой умственной отсталостью, психоневрологическими заболеваниями, лечение которых проходит с помощью психотропных препаратов.
Спасибо за внимание!