«Наука – это интерес к жизни» Автор разработки материалов проекта: ученица 10 класса «А» ГОУ СОШ 887 Булатова Екатерина
Экспериментально рассмотреть колебания физического и математического маятников. Получив результаты, доказать истинность формул и вывести некоторые другие величины, связанные с колебаниями..
Провести эксперимент 1 и получить график колебания физического маятника; Проанализировать график колебаний физического маятника; Провести эксперимент 2 и получить график колебания математического маятника; Проанализировать график колебаний математического маятника; Используя полученные параметры доказать истинность формул для физического и математического маятника; Проанализировать результаты всех опытов и сделать выводы.
Цели: Получить график колебаний физического маятника Описать процесс характерного колебательного движения Снять нужные данные с графика для расчета Путем вычислений доказать справедливость формул
Оборудование для опыта 1: Штатив с муфтами Пружинка с двумя грузиками Настольный и ладонный компьютеры Регистратор данных Датчик расстояния Соединительные провода
Зависимость расстояния от времени Изменение скорости по времени
Зависимость расстояния от времени с изменением массы грузика Изменение скорости
По известным силе упругости F = 5 Н и изменению длины пружины Δl=0.285 – 0.12 = м вычисляем коэффициент жесткости пружины, используя закон Гука, k=30 Н/м
Т, с ω, рад/с x, мv, м/сЕк, ДжЕп, Дж Теория0,8137,73-0,6180,0905- Эксперимент0,8-0,080,6-0,096 Погрешность измерения, % 1,6--35,7 m= 0,502 кг
Цели: Получить график колебаний математического маятника; Описать процесс характерного колебательного движения; Снять нужные данные с графика для расчета; Путем вычислений доказать справедливость формул;
Оборудование для опыта 2: Два штатива с муфтами Пружинка с грузиком Настольный и ладонный компьютеры Регистратор данных Датчик расстояния Соединительные провода
Зависимость расстояния от времени с изменением массы грузика Изменение скорости l= 1.04 м
l= 1.2 м Зависимость расстояния от времени с изменением массы грузика Изменение скорости
С ролью эксперимента в физических исследованиях мы имеем возможность как на уроках, так и в неурочное время в результате чего, формируется более полное научное мировоззрение. В ходе проектной деятельности мы учимся наблюдать, выдвигать гипотезы, проверять их справедливость, планировать эксперименты, анализировать, устанавливать зависимость между величинами, делать выводы. Цифровые лаборатории Архимед открывают нам на уроках физики, в неурочное время и в нашей проектно-исследовательской деятельности новые горизонты. Многие эксперименты становятся гораздо нагляднее и доступнее по сравнению с использованием стандартных измерителей. Особенно это касается быстро протекающих процессов. К тому же это очень увлекательно и заинтересует многих.
Школьный справочник по физике, Филологическое общество, «Слово»: Воженкова В., Фещенко Т., 1995 Справочный материал по изучению цифровой лаборатории «Архимед» «Демонстрационный эксперимент по физике в средней школе», изд-во «Просвещение», Буров В.А., М., 2000 г. «Физика. Справочные материалы», изд-во «Просвещение», Кабардин О.Ф., М., 2002 г. «Физика-9», изд-во «Дрофа», Перышкин А.В., М., 2007 г. «Физика 9: Экспериментальный учебник», изд-во «Авангард», Филатов Е.Н., М., 1999 г.