Акинина Ю.Д. ИКП РАО Актуальные проблемы сопровождения ребенка с глубоким нарушением зрения в условиях образовательного учреждения
«Родители (законные представители) несовершеннолетних детей до получения последними общего образования имеют право выбирать формы получения образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением» - Закон РФ «Об образовании» от 1992 г., ст. 52 (в ред. ФЗ от ФЗ).
П В группах компенсирующей и комбинированной направленности обязательная часть программы включает в себя деятельность по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья. ФГТ
П Содержание коррекционной работы должно обеспечивать: выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья; осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (в соответствии с рекомендациями психолого-медико- педагогической комиссии); возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы и их интеграции в образовательном учреждении.
ФГОС основного общего образования П. 14. Программа коррекционной работы входит в содержательный раздел основной образовательной программы при наличии в ОУ детей с ОВЗ.
П Программа должна содержать: 1) цели и задачи коррекционной работы с обучающимися; 2) перечень и содержание индивидуально ориентированных коррекционных направлений работы; 3) систему комплексного психолого-медико- социального сопровождения и поддержки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; 4) механизм взаимодействия, предусматривающий общую целевую и единую стратегическую направленность работы; 5) планируемые результаты коррекционной работы.
Органы государственной власти города Москвы создают в государственных образовательных учреждениях условия для инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (ст. 5, п. 1 Закона г. Москвы «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве»).
Основные этапы практического индивидуального психолого-медико- педагогического сопровождения интегрируемого ребенка в общеобразовательном учреждении 1. Выявление и анализ проблем и причин отклонений у ребенка. 2. Определение возможности интеграции конкретного ребенка, условий и форм интеграции. 3. Составление плана интегрированного обучения: определение вида и объема необходимой коррекционной помощи; частота, время и место оказания специальной коррекционной помощи специалистов. 4. Проведение предварительной коррекционной работы, направленной на подготовку к интегрированному обучению: с ребенком и его родителями; с родителями, обучающимися и педагогами массовой школы. 5. Разработка индивидуальных коррекционных программ в зависимости от уровня знаний, возможностей и способностей ребенка. 6. Организация и реализация образовательного процесса интегрированного обучения. 7. Систематическое сопровождение образовательного процесса в условиях интеграции. 8. Оценка результатов обучения. 9. Анализ выполненных рекомендаций всеми участниками процесса интеграции. 10. Анализ перспективы дальнейшего развития интегрируемого ребенка.
Условия успешной интеграции детей с нарушением зрения: Психологическая готовность сотрудников и учащихся образовательного учреждения, ребенка с ОВЗ и его родителей к ситуации совместного обучения детей с нормальным и нарушенным зрением. Наличие соответствующей материальной базы ОУ. Знание педагогами методик обучения и воспитания детей с глубокими нарушениями зрения. Учет психофизических особенностей учащихся с нарушением зрения: особенности познавательной деятельности, наличие вторичных отклонений и др.
Спасибо за внимание!