Эволюция оценки: вопросы и возможности Воронцов А.Б. 15 декабря 2012 года
Двадцатилетняя практика российской начальной школы не сняла проблему оценки в образовании Формальная замена пятибалльной шкалы на другие шкалы оценивания проблему «отметки» не решила; В сознании педагога, учащегося, родителя так остались не разведенные такие понятия как: «отметка» и «оценка» «контроль и оценка»; Современные модели обучения используют устаревшие оценочные процедуры, которые тормозят введение современных образовательных технологий в практику; Отметка учителя остается основным мотивом к обучению. Отметка продолжает выступать «кнутом и пряником» в процессе образования школьника, что парализует учебную мотивацию учащихся. Оценочные действия продолжают оставаться в монопольном ведении педагогов; Система оценочных действий педагогов не претерпевает изменений от начальной к старшей школе и по принципам, и по содержании, и по формам организации; Действия оценки со стороны педагогов в последние годы стала занимать больше времени (до 40% от всей деятельности), а эффективность осталась прежней; Увеличилась роль внешнего оценивания, происходит подмена оценки проверками при одновременном падения роли самоконтроля, самооценки, оценивания для обучения
Насколько совпадает то, что нами оценивается, с тем, что мы действительно ценим в наших детях?
Модели обучения и оценивание Оценка как способ организации деятельности и управления должна опираться на современные модели обучения 4 Традиционная модель Психологическая теория 20-х годов 20 в. «стимул –реакция» Современные модели (когнитивная, конструктивная, развивающее обучение Э-Д) Психологическая теория деятельности Психометрический подход к оцениванию: способность учащихся вспоминать и применять факты, выученные в плановом режиме Пройдя тестирование можно необязательно понимать изученный материал Деятельностный подход к оцениванию: Обучение есть процесс конструирования знания через освоение общих способов/средств предметных и метапредметных культурных действий «Мы должны оценивать уровень понимания и сложности понимания, а не просто способность «заглатывать» и «выдавать» факты» (Wilson,1992) Дилемма: 1)возникает все более настоятельная потребность в оценивании на национальном (региональном, муниципальном) уровне – требование сопоставимость; 2) современные модели обучения ориентированы на формирующее оценивание – затруднено сопоставимость
ОЦЕНКА - как способ организации деятельности и управления ОЦЕНКА РЕБЕНКА (оценочная самостоятельность) ОЦЕНКА ВЗРОСЛОГО (УЧИТЕЛЯ) (от помощника к эксперту) ОЦЕНКА ДЕТСКО – ВЗРОСЛАЯ (от коллективно-распределенной к кооперационнной) Самостоятельность, инициатива, ответственность как сквозные образовательные результаты
Аспекты рассмотрения оценки Самостоятельность – поиск или построение «опор» (помощников, средств) своего движения; Инициатива – вызов и преодоление границ или поля своего движения; Ответственность – решение самого человека о моменте предъявление другому результатов своей работы. Ответственность – это всегда принятие решения на основе завяленных показателей.
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛАОСНОВНАЯ ШКОЛАСТАРШАЯ ШКОЛА Инструмент для решения разного вида задач и детских достижений Инструмент для построения образовательного запроса Инструмент для управления своими ресурсами (конструирование и реализация ИОП) ГИПОТЕЗЫ об эволюции оценки ЦЕЛЬ: освоить действие оценки как инструмента для управления учебной деятельностью ЦЕЛЬ: с помощью оценки научиться формулировать образовательный запрос ЦЕЛЬ: эффективно реализовать индивидуальную образовательную программу Формирующее оценивание как базовый процесс в организации учения Экспертная оценка взрослого Рефлексивная оценка ученика Ретроспективная оценка взросло-детская Прогностическая оценка ученика
Формирующее оценивание как способ «выращивания» оценочной самостоятельности школьника Поиск критериев оценки действий Оценка себя и других по разным критериям Оценка результата, способа, плана Оценка своих возможностей Запрос на экспертную оценку взрослого Оценка прогресса в отношении цели ФУНКЦИИ: ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ БИНАРНАЯ ОЦЕНКА
Составляющие контрольно-оценочной самостоятельности (по Г. А. Цукерман) Умение опознать задачу как новую; Оценить свои возможности действовать в новой ситуации; Отделить известное от неизвестного ( в традиции знание границ ученических возможностей находится в «монопольном ведении» педагога. Сам ученик не ведает, где проходит граница его знаний; Сам ученик обычно не принимает решения о том, что он готов предъявить; Сам ученик никогда не участвует в принятии решения об усвоении темы Сам ученик редко имеет возможность примерить уровень сложности задачи к своим возможностям и потребностям осваивать этот способ
Формирующее оценивание - оценивание для обучения Инструмент – диагностические задания (функции: диагностика и коррекция) Требования: уровневый характер; операциональный характер; сквозной характер
Этапы становления контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников 1 этап - 1 класс переходный от дошкольного к школьному образованию Содержание КОД Результат КОД -Освоение операционного (процессуального) контроля (сопоставление действий учащихся с заданным образцом); -Соотнесение оценки учащегося с оценкой учителя, работа над критериями; - рефлексивная оценка ( знание- незнание) -сравнивать действия (отдельные операции) и результат с готовым образцом; -по критериям оценивать свои действия и соот- носить свою оценку с оценкой учителя; - предъявлять на оценку свои достижения
Подготовка к презентации учебных достижений первоклассников
Урок-презентация достижений первоклассников
Продолжение схемы 2 2этап – 2- 4 классы Опробование форм и способов контроля и оценки в условиях формирования классного сообщества Содержание КОД Результат КОД -Пооперационный контроль как средство определения «ошибкоопасных» мест, поиска возможных причин ошибок; - Формирование рефлексивного контроля (анализ основания собственного действия); -Формирование прогностической оценки (работа по выбору заданий) -Определять возможные «ошибкоопасные» места; -Устанавливать возможные причины ошибок и намечать план их ликвидации; -Устанавливать границу применимости СД; -Классифицировать задания по уровню сложности, выбирать объем и уровень сложности.
Продолжение схемы 2 З этап – 4- 5 классы Переходный от начальной к основной школе (рефлексивный этап) Содержание КОД Результат КОД -Определение критериев оценки (что будет проверяться); -составление проверочных заданий ( в том числе и с «ловушкой»); -выделение сложности задания; -Создание образца для проверки; -Характеристика ошибок и их причины; - Составление корректировочных заданий -выход на полный цикл КОД; -Сформированность КОД как основы учебной самостоятельности для основной школы
Совместный урок первоклассников и пятиклассников по формированию действия оценки
Виды контрольно-оценочной деятельности учащихся в ходе учебного года Фаза совместной постановки и планирования задач года ( сентябрь месяц ) Содержание КОД Результаты КОД -Ретроспективная оценка уровня актуальных знаний и способов действий (стартовая работа); -Диагностический (пооперационный контроль) с целью выявления возможных причин ошибок; -Самостоятельная работа учащихся по индивидуаль ной коррекции проблем учащихся; -рефлексивная оценка (определение границы «знания-незнания» в стартовой работы -Ликвидация ошибок и затруднений по стартовой работе; -констатирующая оценка «стартового» уровня; - Составление «карты» проблем и вопросов
Продолжение схемы 3 Фаза решения учебных задач года ( октябрь – середина апреля ) Содержание КОД Результаты КОД -рефлексивный контроль и оценка применимости известных учащимся знаний и способов действий; -пооперационный контроль в ходе освоения способа действия; -результативный контроль и констатирующая оценка результата и его соотнесение с поставленной задачей; - работа в разных пространствах («место на оценку», «место тренировки» -Фиксация или принятие учебной задачи; - Освоение операционального состава СД; -Предъявление своих результатов; - Определение возможных причин ошибок и КР
Продолжение схемы 3 Рефлексивная фаза учебного года ( май месяц ) Содержание КОД Результаты КОД -Анализ выполнения задач года на основе итоговой работы и тетради «Мои достижения по…» -Рефлексия пути (маршрута) движения класса по решению задач года; -Выбор (подбор) личных «продуктов» учащихся за год для создания «портфеля»; -публичная демонстрация личных достижений учащихся -Личный «прирост» в знаниях и развитии учащихся; -«карта» знаний; -«портфель» ученика; - результаты рефлексивных сочинений
1 класс Сопоставлять, сравнивать результаты: ответы, решения, свои действия с предложенным для обсуждения. Обнаруживать сходства, различия. Выбирать образец (то, чему можно следовать). Находить и исправлять ошибки. ПРИМЕР ПРОГРАММЫ ДЕЙСТВИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (гимназия г.Мценск, научный руководитель В.А.Львовский)
2 класс ПРИМЕР ПРОГРАММЫ ДЕЙСТВИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ Определять критерии оценивания. Классифицировать ошибки. Фиксировать схематично способы решения задач. Работать с готовыми алгоритмами для контроля, оценивания работы. Восстанавливать процесс выполнения, задачи.
3 класс Определять причины ошибок. Контролировать процесс выполнения в целом или отдельных его частей. Составлять собственные алгоритмы, схемы для контроля и оценивания. Составлять задания. ПРИМЕР ПРОГРАММЫ ДЕЙСТВИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ
4 класс Определять темы и содержание контрольных работ, зачетов. Составлять задания разного уровня сложности. Выступать в роли учителя для младших школьников. ПРИМЕР ПРОГРАММЫ ДЕЙСТВИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ
Оценка – определяет содержание и формы организации образовательного процесса Начальная школаОсновная школаСтаршая школа Организация учебной коллективно- распределенной деятельности как место зарождения и становления оценочной самостоятельности Домашняя самостоятельная работа как место проб оценочной самостоятельности «Черновик», «Чистовик», место тренировки, место для оценки и т.п. – пространства этих проб Концентрированное обучение подростков – способ индивидуализации оценочной деятельности, зарождение образовательного запроса Кредитно-модульная система обучения старших школьников – способ реализации индивидуальной образовательной программы старшеклассников
Промежуточные (итоговые) индивидуальные учебные достижения Виды оценки образовательных результатов школьников: оценка предметных результатов с точки зрения «образовательных амбиций» (уровневый характер проверочной работы); оценка индивидуального прогресса учащихся с помощью трехуровневых задач оценка сформированности метапредметных (компетентностных) образовательных результатов с помощью комплексной проверочной работы оценка внеучебных достижений школьников; итоговые интегрированные проектные задачи и образовательные события, включающие в себя предметные, компетентностные результаты; публичное предъявление результатов учебного года Общий вывод: ОДНА ИТОГОВАЯ ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА не дает возможность полноценно увидеть и оценить результаты школьника за год 26
Система промежуточных (итоговых) работ может содержать: в начальной школе: -игровой компонент; -продуктивный компонент; -учебный компонент; -предметный компонент в основной компонент: -проектный компонент; -продуктивный компонент; -социальный компонент; -предметный компонент
Участие родителей в итоговой презентации учебных достижений первоклассников
Родители в рамках итоговой презентации достижений первоклассников выполняют задания подготовленные детьми
Группа детей в рамках итоговой презентации демонстрируют умение работать с текстом
Совместная постановка родителей и детей в рамках итоговой презентации результатов изучения литературного чтения
Совместное творчество родителей и детей в рамках итоговой презентации