1
2 ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ЦЕЛИ
Если обратиться к исходным позициям конструирования системы обучения (1991год), то видно, что приоритетной целью обучения выбрано формирование ведущей деятельности младшего школьника учебной. Почему? Это определялось значением ведущей деятельности возрастного этапа развития. 3
Три характеристики ведущей деятельности: - Это деятельность находится в зоне потребностей младшего школьника. - Она в большей мере, чем все остальные, определяет успешность развития ребенка. - в ее недрах зарождаются следующие ведущие деятельности. 4
Цель начального образования, определенная в стандарте: Формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности, т.е. овладение учебной деятельностью как ведущей в младшем школьном возрасте. Почему? 5
6 Знания Способы действий (умения) Применение
Проблема применения знаний – наиболее острая сегодня в начальной школе «Ситуация получается нелепая, человек знает, как нужно действовать согласно науке, и тем не менее действует так, как если бы он этого не знал. И не потому, что он не хочет этого, а потому, что не умеет» (Э.В. Ильенков) 7
1) «Расскажи о свойствах и состояниях воды» – это задание не вызывает трудностей у ребенка, потому что он выучил эту информацию. 2) «Заполни таблицу» - 14 % выполнения 8 Свойства вещества Не имеет цвет Имеет цвет Занимает форму сосуда не имеет запаха имеет запах не имеет вкуса Вода Молоко
9
10
11 Приемы организации действий ученика: 1) Изменится ли геометрическая фигура, если она будет другого цвета? 2) Чем отличается эта фигура от этой такого же (другого) цвета? 3) Можно ли признак «число углов» считать главным (существенным) при разбиении фигур на группы? 4) Сделаем вывод: число углов – главный признак классификации. 11
12 ЧЕМ РЕБЕНОК, КОТОРОГО МЫ НАУЧИЛИ ЧИТАТЬ, ОТЛИЧАЕТСЯ В УМСТВЕННОМ РАЗВИТИИ ОТ РЕБЕНКА, КОТОРЫЙ ЧИТАТЬ НЕ УМЕЕТ? - ЭТО ТОТ ЖЕ САМЫЙ РЕБЕНОК, ТОЛЬКО ГРАМОТНЫЙ. Важно, какие психические новообразования образуются у ребенка благодаря обучению. ( Л.С. Выготский) 12
13 «РАЗВИТИЕ ЕСТЬ РЕЗУЛЬТАТ ОБУЧЕНИЯ, НЕ СОВПАДАЮЩИЙ С ЕГО СОДЕРЖАНИЕМ» С ЕГО СОДЕРЖАНИЕМ» Л.С. Выготский Что меняется в этом случае? 13
1. Дети начинают работать на обобщенном способе действия (общем алгоритме). 2. Явно выступает мотив деятельности. 3. Обучение строится на системе учебных задач. 14
15 Знания, умения Способ действия Общий способ действия Применение в типовых случаях Применение в нестандартной ситуации
16 Практическая отвечает на вопрос «что нужно делать», поэтому все действия определяются стихийно Практическая отвечает на вопрос «что нужно делать», поэтому все действия определяются стихийно Учебная задача отвечает на вопрос «как нужно делать», поэтому все действия осуществляются целенаправленно Учебная задача отвечает на вопрос «как нужно делать», поэтому все действия осуществляются целенаправленно 16
У Пети 10 руб., у Васи 15 руб. Сколько всего денег у мальчиков? Слово «всего» - прямое указание на ход решения, то есть ограничение поиска. Это практическая задача. Меняем вопрос: Хватит ли мальчикам денег, чтобы купить рыболовные крючки за 26 руб.? В данном случае нет ограничений для поиска, нет прямого указания на ход решения. Это учебная задача. 17
ПРЕДМЕТНЫЕ УД - способность целенаправленно и осознанно применять приобретенные знания в учебных ситуациях в контексте конкретного учебного предмета 18
возможность работать в других учебных зонах, «выходить» из одной учебной ситуации в другие (прежде всего, смежные). Пример: чтение разных видов текста; поиск информации в тексте. 19
Интеллектуальные, Познавательные, Коммуникативные, Регулятивные, Креативные ИКТ 20
- способность самостоятельно использовать приобретенный учебный опыт в любом виде деятельности, с которой ученик встречается в жизни. 21
Работа в рамках учебной деятельности «разрушает» традиционную технологию обучения, которая строится на трех составляющих: показ (образец), объяснение, контроль. Если учитель строит обучение в рамках учебной деятельности, то что все этапы работы осуществляет сам ученик одновременно с учителем, а не после него. 22
При ориентировке процесса обучения на учебную деятельность характер взаимодействия – совместно-распределительный (Д.Б. Эльконин) Учебная деятельность не = учению Структура учебной деятельности: потребность – задача – мотив – действия – операции – контроль - оценка. 23
Очень важно понять, что учебная деятельность позволяет интегрировать решение предметных и метапредметных задач. 24
«Самое слабое звено» в учебном процессе. Почему? Ученик не участвует в деятельности контроля. Ребенок не соотносит свой процесс и результат с поставленной целью. Он не владеет алгоритмом проверки, контроля и оценки. 25