Результаты исследования готовности первоклассни ков к обучению в школе. ГБОУ СОШ 1073 Психолог Фридман Л.В.
Деятельность школы в соответствии с требованиями стандарта должна быть направлена на обеспечение «условий для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, в том числе обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, - одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья».
Цель исследования Получить данные о готовности первоклассников к обучению, которые позволят опреде лить индивидуальны е траектори и развития учащихся и разработать рекомендации для учителей и родителей по поддержке детей в процессе их адаптации к школьной жизни.
Основание проведения исследования Распоряжение Департамента образования города Москвы 739 р от 26 августа 2011 года «О диагностике учебных достижений обучающихся государственных образовательных учреждений системы Департамента образования города Москвы, реализующих общеобразовательные программы в ».
Практический результат Выстраивание педагогического взаимодействия с ребенком, опираясь на его потребности, независимо от уровня его успешности.
Проверяемые позиции Сформированность предпосылок к овладению грамотой и математикой. Уровень развития пространственного и зрительного восприятия. Уровень развития моторики и зрительно-моторных координаций. Уровень развития фонематического слуха и восприятия. Уровень сформированности умения проводить классификацию и выделять признаки, по которым она произведена. Уровень сформированности представления об операциях сложения и вычитания.
Показатели готовности к обучению В результате такого комплексного обследования был получен профиль готовности каждого первоклассника к обучению в школе. В профиле отражены результаты, полученные первоклассником при выполнении диагностических методик, его индивидуально-личностные особенности, информация о семье, показатели здоровья и некоторые другие данные по сравнению с классом и всеми обследованными учащимися.
Критерии оценки Познавательная сфера Семья как ресурс адаптации первоклассника 1 Тест Рисунок человека 13 Подготовка к школе в семье 2 Тест Графический диктант 14 Установки родителей по отношению к школьному обучению 3 Тест Образец и правило 4 Тест Первая буква 15 Условия ребенка для обучения 5 Общая успешность в 4-х тестах 16 Помощь ребенку в обучении 6 Навыки чтения, письма, счета 17 Цена адаптации ребенка к школе Индивидуально-личностные особенности ребенка 18 Индивидуальные особенности здоровья 19 Интегральная оценка адаптационного потенциала ребенка 7 Мотивация 8 Усвоение норм поведения в школе 20 Уровень готовности ребенка к школе глазами учителя 9 Успешность функционирования в роли ученика 21 Уровень готовности ребенка к школе глазами родителя 10 Взаимодействие со сверстниками 22 Возрастное соответствие массы тела и роста 11 Эмоциональная стабильность (нетревожность) 23 Физкультурная группа 12 Эмоциональное благополучие 24 Группа здоровья
Профиль готовности 1а класса
Профиль готовности 1б класса
По результатам проведённой диагностики участники образовательного процесса могут быть ознакомлены Интерпретация и анализ профилей первоклассника каждого ребенка и профилей класса. Планирование индивидуальной работы с детьми на основании данных, полученных в результате диагностики. Построение индивидуальных траекторий развития ребенка
Анализ результатов Обследовано: 24 ученика 1а класса и 20 учеников 1б класса Выявлено: 3 группы по распределению адаптации к школе По 1 а классу : а) стабильная, куда входят дети с хорошими адаптивными возможностями,чьи показатели в основном, находятся в пределах статистической нормы. Их количество составляет 33.3%. Здесь следует обратить внимание на небольшие отставания в познавательной сфере. б) группа наблюдения, в которую попадают дети, у которых наблюдаются некоторые отклонения от среднего показателя значения по классу в сторону снижения. Их количество составляет 45.8%. Явное снижение прослеживается в индивидуально-личностных особенностях, состоянии здоровья, а так же семейном отношении к обучению. г) группа риска, включает в себя учащихся, чьи показатели наиболее отличаются от средних показателей, они нуждаются в повышенном внимании, требуют сбора дополнительной информации, консультации психолога. Их количество составляет 20.8% от общего числа учащихся 1а класса По 1 классу : а) стабильная, куда входят дети с хорошими адаптивными возможностями,чьи показатели в основном, находятся в пределах статистической нормы. Их количество составляет 45%. Здесь следует обратить внимание на небольшие отставания в познавательной сфере, индивидуально-личностных особенностях, состоянии здоровья, а так же семейном отношении к обучению. б) группа наблюдения, в которую попадают дети, у которых наблюдаются некоторые отклонения от среднего показателя значения по классу в сторону снижения. Их количество составляет 25.%. Снижение наблюдается по всем категориям. г) группа риска, составляет 30%, и включает в себя учащихся, чьи показатели наиболее отличаются от средних показателей, они нуждаются в повышенном внимании, требуют сбора дополнительной информации, консультации психолога. от общего числа учащихся 1б класса Вывод: проанализировав результаты исследования провести индивидуальные консультации с участниками образовательного процесса, на их основе спланировать и провести развивающие занятия с детьми 1 классов.