Адаптация учащихся к обучению в школе Мир будущего первоклашки При поступлении в первый класс детям обязательно задают вопрос общего характера: об их поле и возрасте, составе семьи и работе родителей, о природе и об окружающем мире. Зачем? И стоит ли тратить время на обсуждение очевидных вещей?
Адаптация ребенка к школе. Как она протекает... Приспособление (адаптация ) ребенка происходит не за один день. Это довольно длительный процесс, требующий напряжения всех сил детского организма и детской психики. В начале школьного обучения почти у всех первоклассников наблюдаются двигательное возбуждениеили заторможенность, раздражительность снижение аппетита, плохой сон, повышение утомляемости. Это закономерные реакции организма ребенка на изменение привычного образа жизни, которые постепенно проходят по мере привыкания к новым условиям. Специалисты психологи выделяют три основных (этапа) фазы физиологической адаптации ребенка к школе,каждый из которых имеет свои особенности.
Первый этап адаптации ориентировочный, когда в ответ на весь комплекс новых воздействий, связанных с началом систематического обучения организм ребенка и все его системы отвечают бурной реакцией. Эта «физиологическая буря» длится две три недели. На этом этапе ребенок «работает» на пределе своих возможностей, поэтому в первые недели учебы у первоклассников отмечается снижение веса, нарушение сна, головные боли,повышается заболеваемость. Второй этап адаптации- неустойчивое приспособление, когда организм ребенка ищет и уже использует некоторые оптимальные варианты реакцией на новые воздействия, когда организм ученика находит такие варианты реагирования на школьную нагрузку (умственную, физическую, эмоциональную), которые позволяют избежать чрезмерного напряжения.
Продолжительность всех трех фаз адаптации пять, шесть недель, наиболее напряженные - первые четыре недели в школе. В этот период дети быстро устают, снижены функции внимания и памяти. Поэтому в начале в первой четверти предусмотрено меньшее количество уроков и меньшая интенсивность учебных занятий, чем в другое время. Среди первоклассников можно выделить детей, у которых адаптация к школе протекает тяжело. При легкой адаптации функциональные нарушения проходят к концу первой четверти. При адаптации средней тяжести ухудшение самочувствия более выражено и может наблюдаться в течении первого полугодия. У учащихся с тяжелой формой адаптации к школе отмечаются значительные нарушения здоровья и самочувствия, которые не только не проходят, но и усугубляются к концу учебного года. Тяжелое протекание адаптации говорит о непосильностим учебных нагрузок и режима обучения для организма ребенка.
Длительность и острота протекания адаптации к школе зависят от состояния здоровья и стартовой готовности ребенка к систематическому школьному обучению. Из опыта могу сказать,что чем менее готов ребенок к школе, тем труднее ему приспособиться к школьным нагрузкам, тем труднее он привыкает к школьной жизни и тем больше вероятность низкой успеваемости не только в первом классе, но и в последующие годы. Из опыта можно сказать, что в общем число «неготовых» к школе детей уменьшается с возрастом: в возрасте пяти лет их около 80%, среди шестилеток-51 %, среди детей шести с половиной лет «неготовых» уже значительно мсныпе-32%, среди семилетних детей не готовы к обучению к школе-13% детей. При этом хочу сказать, что девочки в дошкольный период развиваются быстрее, поэтому среди них число «неготовых « к школьному обучению меньше, чем среди мальчиков - сверстников.
Третий этап адаптации период относительно устойчивого приспособления ученик с низким уровнем школьной готовности может добиться в учебе достаточно хороших результатов, но дается ему это более дорогой ценой к обучению в школе,- ценой чрезмерных усилий и дополнительных занятий, что нередко приводит кухудшению состояния здоровья, психоневрологическим расстройствам.
Изучение адаптации первоклассников к процессу обучения
Изучение адаптации пятиклассников Анкета пятиклассника 1. Нравится ли тебе в пятом классе? 2. С каким настроением ты обычно идешь в школу? 3. Ты устаешь в школе? На каком по счету уроке ты устаешь сильнее всего? 4. Доволен ли ты отношением к тебе учителей? 5. Нравятся ли тебе одноклассники? 6. Хотел бы ты вернуться в 4 класс?
Анализ анкетирования пятиклассников: Нравится учиться в 5 классе - 88,9% Не очень нравится - 11,9% Общая тревожность в школе (общее эмоциональное состояние ребенка связано с различными формами его включения в жизнь школы) – 17,9% Утомляемость : не устают в течение дня - 38,8% устают на 3-4 уроках - 11,1% устают на 5-6 уроках - 41,7% Взаимоотношения с учителем: хорошее - 75 % не очень - 19,4 % нет - 5,6 % Взаимоотношения с одноклассниками нравятся - 53,8 % нравятся не все - 50 %
Адаптация пятиклассников по годам