Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на годы Подпрограмма 3 «Развитие системы оценки качества образования и информационной прозрачности системы образования» Задача: Включение потребителей образовательных услуг в оценку деятельности системы образования через развитие механизмов внешней оценки качества образования и государственно-общественного управления Основное мероприятие 3.6. «Развитие институтов общественного участия в управлении образованием и повышении качества образования»
РЕЗУЛЬТАТЫ все образовательные организации будут обеспечивать доступность потребителям информации о своей деятельности на официальных сайтах; во всех образовательных организациях будут действовать коллегиальные органы управления с участием общественности (родители, работодатели), наделенные полномочиями по принятию решений по стратегическим вопросам образовательной и финансово-хозяйственной деятельности; во всех субъектах Российской Федерации на регулярной основе будет организована подготовка общественных управляющих, общественных общественно-профессиональных экспертов
ПОКАЗАТЕЛИ удельный вес числа образовательных организаций, в которых созданы органы коллегиального управления с участием общественности (родители, работодатели) в общем числе образовательных организаций; удельный вес числа образовательных организаций, обеспечивающих предоставление нормативно закрепленного перечня сведений о своей деятельности на официальных сайтах, в общем числе образовательных организаций
Государственная программа города Москвы на среднесрочный период ( гг.) «Развитие образования города Москвы» Принцип Программы - «Опора на активность семей « Подпрограмма «Общее образование» Результат: «Создание во всех общеобразовательных учреждениях органа самоуправления, реализующего государственно- общественный характер управления и участвующего в решении вопросов стратегического управления, финансово-хозяйственной деятельности общеобразовательного учреждения» Показатель: «Удельный вес числа государственных общеобразовательных учреждений, в которых обеспечена возможность участия общественности в управлении (в т.ч. в решении вопросов финансово-хозяйственной деятельности, контроля качества образования, кадровой политики), в общем числе государственных общеобразовательных учреждений». 100 % - к 2013 г.
Мероприятие 19. Внедрение моделей взаимодействия общеобразовательных учреждений и общественности, обеспечивающих информационную прозрачность и обратную связь, вовлечение родителей в образовательный процесс и управление общеобразовательными учреждениями. внедрение инструментов обеспечения информирования населения и получения обратной связи об образовательном процессе и качестве деятельности государственных образовательных учреждений создание и сопровождение деятельности управляющих советов общеобразовательных учреждений поддержку (на конкурсной основе) общеобразовательных учреждений, реализующих проекты вовлечения родителей в образовательный процесс, образовательные, творческие и досуговые программы для семей, в том числе создание стажировочных площадок и инновационных сетей по этой тематике организация взаимодействия с общественными (в т.ч. родительскими) объединениями, поддержка инициатив общественных объединений в образовании и социализации детей.
ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (проект) Статья 26. Управление образовательной организацией 2. Управление образовательной организацией строится на основе сочетания принципов единоначалия, коллегиальности и самоуправления. 3. Единоличным исполнительным органом образовательной организации является руководитель образовательной организации (ректор, директор, заведующий, начальник или иной руководитель), который осуществляет непосредственное управление образовательной организацией. 4. В образовательных организациях в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и уставом образовательной организации, для осуществления отдельных функций по управлению образовательной организацией формируются также коллегиальные органы управления и (или) органы самоуправления.
ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (проект) К коллегиальным органам управления образовательной организации относятся общее собрание (конференция) работников образовательной организации (в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования - работников и обучающихся образовательной организации), ученый (педагогический) совет образовательной организации, попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие органы, предусмотренные уставом образовательной организации. К органам самоуправления образовательной организации относятся советы обучающихся (в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования - студенческие советы), советы родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и другие органы, предусмотренные уставом образовательной организации. Указанные органы осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании, уставом образовательной организации и положениями о них, утверждаемыми в порядке, установленном уставом образовательной организации.
Возможности Высокий интеллектуальный потенциал, социальный капитал, активность семей Опыт (достижения и ошибки) российских регионов, возможность нешаблонных решений Потенциал столичного и российского экспертного сообщества Высокий технологический уровень (порталы, сайты, эл.дневники)
Риски Масштаб и высокие темпы изменений системы Типовые, централизованные, форсированные решения Редукция «общественности» к «родителям» «Ставка» на отдельные группы общественности
Ограничения Отсутствие четких норм в российском законодательстве Отсутствие нормативной базы г. Москвы «Крепкие» традиции «единоначалия» Неоднородность родительского сообщества, наличие противоречивых интересов Низкая культура самоорганизации и саморегулирования
Ограничения «…сами граждане в постсоветский период фактически потеряли интерес к решениям проблем образования как общественных, и решают их почти исключительно, как проблемы личные или проблемы своих семей» «во взаимодействиях с системой образования представителями наших семей востребуются скорее не универсальные, общие для всех нормы решений проблем, а получаемые в результате тех или иных личных договорённостей с учителями и директорами школ» В.Римский Доклад «Коррупция в системе образования России