ПЕДСОВЕТ Толерантность в образовательном процессе
Цель педсовета: Повышение уровня методической подготовки педагогического коллектива в вопросах воспитания толерантности у школьников
Задачи педсовета: Актуализировать, расширить и углубить знания о сущности понятия «толерантность»; Ознакомиться с приёмами формирования умения толерантного поведения; Получить практические рекомендации по воспитанию толерантности.
Что такое толерантность?
На рубеже XVIII – XIX веков во Франции жил Талейран Перигор. Он отличался тем, что при разных правительствах оставался Министром иностранных дел. Это был человек, талантливый в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем без ущемления интересов других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам.
Определение слова «толерантность» на разных языках земного шара звучит по-разному: Определение слова «толерантность» на разных языках земного шара звучит по-разному: В английском – готовность быть терпимым, снисходительным. В английском – готовность быть терпимым, снисходительным. Во французском Во французском – уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, этических и религиозных взглядов. В китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным. В китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным. В арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположение к другим. В арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположение к другим. В русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием). В русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием).
Семь основных принципов толерантности: Уважение человечекого достоинства всех без исключений людей. Уважение различий. Понимание индивидуальной неповторимости. Взаимодополняемость как основная черта различий. Взаимозависимость как основа совместных действий Культура мира. Сохранение памяти.
Формы и методы воспитания ФормыМетоды Классные часы; Беседы; Дискуссии; Игровые тренинги; Коммуникативные тренинги; Праздники; КТД; Игровые и конкурсные программы; Викторины, выставки, познавательные игры. Беседа (в том числе эвристическая); Дискуссия; Пример; Поощрение; Создание социальных проб; Убеждение (самоубеждение); Внушение (самовнушение); Игровые методы; Требование; Метод саморегулирования; Метод воспитывающих ситуаций; Метод соревнования; Метод анализа деятельности и общения ребенка; Поручения; Метод « Задание самому себе » (по классификации Смирнова С.А.); Метод « Мой секрет » (по классификации Смирнова С.А.).
Методы и формы по развитию толерантности Организация деятельности детей в классе Прием «Эстафета» Прием «Взаимопомощь» Прием «Акцент на лучшее» Прием «Ломка стереотипов» Прием «Истории про себя» Прием «Общаться по правилам» Прием «Общее мнение» Организация диалоговой рефлексии Прием «Прогнозирование развития ситуации» Прием «Импровизация на свободную тему» Прием «Ролевая маска» Прием «Встречные вопросы» Использованием художественной литературы, кинофильмов Прием «Сочини конец истории» Прием «Любимые книги товарища» Прием «Добрые слова» Прием «Творчество на заданную тему» Прием «Киностудия»
В 1996 году Генеральная Ассамблея ООН предложила государствам-членам ежегодно 16 ноября отмечать Международный день, посвященный терпимости