20 ноября Всемирный день прав ребёнка Выполнила ученица 7 В класса МОУ «СОШ 4» Степаненко Александра Учитель информатики Галиева Резида Ихсановна
Конвенция, принятая в 1989 г. 20 ноября генеральной ассамблеей ООН, состоит из 54 статей, охватывающих как гражданско-политические, так и социально-экономические и культурные права детей, которыми они обладают рождения и до достижения совершеннолетия 18 лет, если национальным законодательством не предусмотрен более ранний возраст достижения совершеннолетия. Нормы, зафиксированные в Конвенции, служат ориентиром для государств в разработке собственных программ в отношении детей. Конвенция определяет задачи государства, его роль в защите прав детей, а также права ребенка как субъекта международного права.
АНКЕТА 1. Какие права ты имеешь, как ученик?______________ 2. Что обязан делать ученик?______________________ 3. С какими нарушениями ты чаще встречаешься: прав или обязанностей?_____________________________ 4.Что такое права?_______________________________ 5. Что такое обязанности?_________________________ 6.Зачем придумали права людей и обязанности?______
основные личные (гражданские) права детей : на жизнь, выживание и развитие (ст. 6); безотлагательную регистрацию после рождения (ст. 7); имя с рождения (ст. 7);
приобретение гражданства (ст. 7); на знание родителей и на их заботу (ст. 7); поддержание отношений с родителями при разлучении с ними (ст. 9, 10); сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи (ст. 8);
взрослые должны уделять достаточное внимание взглядам детей с учетом их возраста и зрелости (ст. 12). свободно выражать свое мнение (ст. 13). дает на свободу мысли, совести и религии (ст. 14); на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний (ст.15).
на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья (ст. 24); на особую защиту и помощь со стороны государства при лишении семейного окружения (ст. 20); на социальную безопасность, включая социальное страхование (ст. 26);
на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития, который прежде всего обеспечивают родители (ст. 27).
на отдых, досуг, игры и развлечения (ст. 31);
на свободное участие в культурной жизни и занятие искусством (ст. 31);
на выражение своих взглядов по всем вопросам, затрагивающим ребенка, если он уже в состоянии сформулировать эти взгляды (ст. 12);
на получение информации из разнообразных национальных и международных источников (ст. 13, 17);
а также свободу от незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ (ст. 19, 33, 34, 35, 37) на свободу от мучений, жестокости, нечеловеческого обращения или наказания, сексуальной эксплуатации и совращения, похищения или контрабанды,
на совместное с другими членами этнической, религиозной или языковой группы пользование культурой, родным языком, использование своей религии и исполнение ее обрядов (ст. 30).
на образование, в том числе получение бесплатного и обязательного начального (ст. 28);
экономические права детей дети не обязаны работать или участвовать в любого рода прибыльной деятельности. Однако в ней указано (ст. 32) "право ребенка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию".
Ребенок имеет право : не быть приговоренным к смерти или ограниченным в свободе жить; на соблюдение возрастного предела, до которого он не должен нести уголовную ответственность (ст. 37); не быть лишенным свободы, на незамедлительный доступ к правовой и другой соответствующей помощи (ст. 37); при обвинении или признании нарушившим уголовное законодательство на такое обращение, которое способствует развитию у него чувства достоинства и значимости, укрепляет в нем уважение к правам человека и основным свободам других (ст. 40); при недостижении 15-летнего возраста не быть призванным на службу в вооруженные силы и не принимать прямого участия в военных действиях (ст. 38); на защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную, семейную жизнь ребенка, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции и от незаконного посягательства на его честь и репутацию (ст. 16).
Словарь Декларация– объявление, провозглашение. Декларация как вид международного договора провозглашает основные принципы и положения, имеющие силу рекомендаций для государств ее подписавших. Конвенция – международное соглашение по какому-то специальному вопросу, имеющее обязательную силу для государств, которые к ней присоединились. Конституция- Основной закон государства, определяющий, как устроено общество и государство, как образуются органы власти, каковы права и обязанности граждан, герб, гимн и флаг государства, его столица и т. д. Право – совокупность общеобязательных, принятых государством правил поведения (норм), выраженных в законах, за исполнением которых следит государство (объективное право). Возможность отдельного человека что-либо делать, осуществлять (субъективное право).
Нарушение закона Хулиганство Поведение, обнаруживающее явное неуважение к обществу, к достоинству человека, грубое нарушение общественного порядка, бесчинство.