Малый бизнес России: есть ли сдвиги? Экономическая политика в условиях переходного периода.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Эффективность действующей системы государственной поддержки малого предпринимательства «МАЛЫЙ БИЗНЕС: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ»
Advertisements

ПЕРВЫЕ ИТОГИ МОНИТОРИНГА СОСТОЯНИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И БИЗНЕС-КЛИМАТА В СЕВЕРО-ЗАПАДНОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ (В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА ПРИ ПОДДЕРЖКЕ.
Налоговые реформы - основа развития предпринимательства Мухиддин Зайнуддинов, эксперт газеты «Налоговые и таможенные вести»
Аналитика показателей развития малого и среднего бизнеса в СЗФО и его государственной поддержки в регионах в рамках проекта ТАСИС Баденко Александр Львович.
1 Министерство экономики Республики Коми Предварительные итоги работы по поддержке малого и среднего предпринимательства в Республике Коми в 2015 году.
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы «МОСКОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ БИЗНЕС-ТЕХНОЛОГИЙ»
Неформальная занятость в Украине: измерение, масштабы, динамика.
Налогообложение малого бизнеса в РФ : состояние и пути развития Габовахова Айзанат Запировна У 2-8 С.
Система бизнеса. Субъекты бизнеса. Роли и особенности участия в бизнесе предпринимателей, потребителей, работающих по найму граждан, государственных органов.
Фонд микрофинансирования НСО исполнительный директор Кангро Александр Викторович г. Новосибирск, ул. Депутатская, д. 48, подъезд 2, этаж 6 (383)
Новосибирский областной фонд микрофинансирования субъектов малого и среднего предпринимательства Порядок подачи заявки для получения займа размещен на.
1 Угрозы и возможности малого предпринимательства при присоединении России к ВТО Приоритеты государственной поддержки Мигин С.В., Национальный институт.
Портал по работе с предпринимателями и инвесторами
Экономика и государство Prezentacii.com. Экономические функции государства. Какой инструмент регулирования экономики выбрать? Денежно-кредитная (монетарная)
Оптимизация бухгалтерского и налогового учета предприятия. Докладчик: Аудитор, профессиональный консультант по вопросам бухгалтерского учета и налогообложения.
Стратегия для расширения сети налогообложения Узбекистан.
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра 1 Эффективность новых форм поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Ханты-Мансийском автономном.
Сущность и задачи финансового менеджмента. Под финансовым менеджментом понимают: систему управления формированием, распределением и использованием финансовых.
Система механизмов льготного налогообложения образовательных организаций и предприятий, участвующих в деятельности образовательных учреждений в Российской.
Фонд микрофинансирования НСО исполнительный директор Кангро Александр Викторович г. Новосибирск, ул. Депутатская, д. 48, подъезд 2, этаж 6 (383)
Транксрипт:

Малый бизнес России: есть ли сдвиги? Экономическая политика в условиях переходного периода

Состояние, тенденции развития и формы содействия укреплению малого предпринимательства в Российской Федерации Авторский коллектив под руководством проф., д.э.н. Ясина Е.Г.

ТЕНЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В МАЛОМ БИЗНЕСЕ: ДИНАМИКА

Типы экономического поведения малого бизнеса в «теневой сфере» Инвестиционный – основная часть теневых доходов направляется на дальнейшее развитие бизнеса, фирмы; диверсификацию (освоение новых видов бизнеса) и т.д. Инвестиционный – основная часть теневых доходов направляется на дальнейшее развитие бизнеса, фирмы; диверсификацию (освоение новых видов бизнеса) и т.д. Потребительский – основные выведенные из-под налогообложения доходы бизнеса направляются в сферу личного потребления собственников (владельцев, учредителей) и руководителей фирм, и, возможно, части наемных работников. Потребительский – основные выведенные из-под налогообложения доходы бизнеса направляются в сферу личного потребления собственников (владельцев, учредителей) и руководителей фирм, и, возможно, части наемных работников. Коррупционный – основные средства направляются на подкуп и взятки представителей государства (налоговых инспекторов, проверяющих из различных органов контроля и надзора; на неформальные расходы, так или иначе связанные с государством, которые нельзя провести официальным порядком, документально) Коррупционный – основные средства направляются на подкуп и взятки представителей государства (налоговых инспекторов, проверяющих из различных органов контроля и надзора; на неформальные расходы, так или иначе связанные с государством, которые нельзя провести официальным порядком, документально) Стагнирующий (текущий) – основные средства выплачиваются на сопровождение текущей деятельности (аренда помещений, выплата текущей зарплаты, которую невозможно оформить официально в виду высокого ЕСН, выплату процентов по неформальным партнерским кредитам или по формальным банковским кредитам с неформальной составляющей /например, откаты банковским служащим – коммерческая коррупция/ и т.д.) Стагнирующий (текущий) – основные средства выплачиваются на сопровождение текущей деятельности (аренда помещений, выплата текущей зарплаты, которую невозможно оформить официально в виду высокого ЕСН, выплату процентов по неформальным партнерским кредитам или по формальным банковским кредитам с неформальной составляющей /например, откаты банковским служащим – коммерческая коррупция/ и т.д.) Криминальный – основные теневые доходы направляются в криминальный сектор экономики (на оплату бандитских «крыш») Криминальный – основные теневые доходы направляются в криминальный сектор экономики (на оплату бандитских «крыш») Иные типы поведения в сфере теневых оборотов Иные типы поведения в сфере теневых оборотов

Доля фактической среднемесячной выручки, не отражаемая малыми предприятиями в официальной отчетности, %

Доля общей среднемесячной суммы платежей малых предприятий своим поставщикам, не отражаемая в официальной отчетности, %

Доля фактической среднемесячной оплаты используемых помещений, не отражаемая в официальной отчетности, %

Доля крыш в среднемесячной выручке малых предприятий, %

Доля общей суммы всех сделок, незафиксированная в договорах/выплаченная партнерам неучтенной наличкой, %

Доля фактической среднемесячной оплаты труда, не отражаемая малыми предприятиями в официальной отчетности, %

Бюджетный потери в строительстве – в 5,6 раза в строительстве – в 5,6 раза в промышленности – в 3,3 раза в промышленности – в 3,3 раза в розничной торговле – в 3,3 раза в розничной торговле – в 3,3 раза в оптовой торговле – в 3,2 раза в оптовой торговле – в 3,2 раза в среднем – 3,6 раза в среднем – 3,6 раза Если бы все оформлялось по правилам, то величина текущих налоговых выплат увеличилась бы:

Бюджетный потери в зависимости от применяемой системы (режима) налогообложения Вмененный налог – в 4,0 раза Вмененный налог – в 4,0 раза Упрощенная система – 2,8 раза Упрощенная система – 2,8 раза Общеустановленная система – 3,5 раза Общеустановленная система – 3,5 раза Если бы все оформлялось по правилам, то величина текущих налоговых выплат увеличилась бы:

ТЕНЕВОЙ ОБОРОТ: ОБЩАЯ ОЦЕНКА

Фактический оборот на типичном малом предприятии состоит из следующих 3-х компонентов: Теневой наличный оборот состоит из Y N и Y L-N Оборот, постоянно находящийся в «тени» Оборот, «показываемый» государству, но являющийся по сути фиктивным («серый» оборот) Легальный оборот, отражаемый в отчетности YNYN Y L-N YLYL Показывается государству

Статьи теневого оборота (расходная часть): 1.Взятки, включая откаты заказчикам (В) 2.Отчисления крышам (КР N ) 3.Процент за обналичивание средств (ОБ%) 4.Наличные расчеты с контрагентами за товары и услуги (следствие того, что все занижают налоговую базу и работают по вышеприведенной модели) (М N ) 5.Неформальная оплата основных фондов, включая оплату помещений (ОФ N ) 6.Возврат партнерского займа (К N ) 7.Зарплата сотрудникам в конверте (W N ) 8.Наличные накопления (не учтенный доход) учредителей (P N )

1.Налоговые отчисления (TAX) 2.Расчеты с контрагентами (МL) 3.Официальная оплата труда (WL) 4.Возврат легального кредита и процентов по нему (KL) 5.Оплата основных фондов, включая помещения (ОФL) Статьи легального оборота (расходная часть):

Общая доля теневого оборота 42% фактического оборота, в том числе: 16% не отражается предприятиями в официальной отчетности; 16% не отражается предприятиями в официальной отчетности; 26% составляют контракты с конторами по обналичиванию. 26% составляют контракты с конторами по обналичиванию. Выпадение оборота малого бизнеса из легальной экономики оценивается в 36, млрд. долл. Объемы «теневого» оборота по малым предприятиям

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Исследование эффективности действия норм Федерального закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» Проект НИСИПП при поддержке Фонда «Евразия» Проект НИСИПП при поддержке Фонда «Евразия» Цель: Содействие улучшению государственной политики в области поддержки малого предпринимательства Цель: Содействие улучшению государственной политики в области поддержки малого предпринимательства Регионы: Томск, Ростов-на-Дону, Челябинск, Регионы: Томск, Ростов-на-Дону, Челябинск, Великий Новгород, Владимир

% обращавшихся за поддержкой Оказание поддержки субъектам МП Фондами по видам поддержки

«Охват» льготами субъектов МП Менее 5% % опрошенных СМП

Число выдаваемых льготных кредитов субъектам МП Фонд ТОМСК РОСТОВ-на- ДОНУ

Приоритетные меры поддержки и шансы на их получение приоритеты низкие шансы % опрошенных СМП

Заинтересованность субъектов МП в мерах государственной поддержки Большинство опрошенных нуждаются, но не пытаются получить Нуждаются, не пытаются получить – 70% Нуждаются, пытаются получить – 20% Не нуждаются в поддержке – 10%

Оценка субъектами МП качества работы властей в области поддержки МП высокоенизкое % опрошенных СМП

Нуждается ли в изменениях Федеральный закон «О господдержке МП» 50% Нуждается в значительных изменениях Не нуждается в изменениях 2% 72% от опрошенных, хорошо знакомых с Законом, считает, что он нуждается в значительных изменениях

Некоторые выводы 1.Нынешняя система нуждается в кардинальном изменении 2.Из существующей системы должны развиваться лишь некоторые направления, эффективные в настоящее время 3.Приоритет – создание общих благоприятных условий для всех субъектов МП 4.Дополнительные меры – косвенного характера

Спасибо за внимание Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП)