ОТЧЁТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОРОДСКОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПЛОЩАДКИ «СОЗДАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПЛОЩАДОК ПО ВНЕДРЕНИЮ НОВОЙ МОДЕЛИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА РАБОТЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ЧЕРЕЗ АПРОБАЦИЮ НОВЫХ КРИТЕРИЕВ» 50 общеобразовательных учреждений города Москвы Руководитель профессор В.А. Ясвин.
Цель инновационного проекта – разработка и апробация технологии экспертной оценки образовательных возможностей различных образовательных учреждений для построения их конкурсного рейтинга. МЕТОДИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ ПРОЕКТА ОРГАНИЗАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ формирование ядра профессионального экспертного сообщества отработка процедуры построения конкурсного рейтинга образовательных учреждений доработка инструментария и апробация механизма экспертной оценки ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРИКЛАДНЫЕ ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Наиболее распространённые модели школьных организаций Поточно- сегментная модель Линейно- постановочная модель Инновационно- модульная модель Коллегиально- смешанная модель Типичное состояние организационной системы Типичное состояние образовательной системы Стратегически желательное состояние организационно-образовательной системы Приоритет обучения Интеграция воспитания, Приоритет социализации обучения и развития Состояние организационно-образовательных систем некоторых школ Интегративно- матричная модель
РЕЙТИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙЙ ОТРАЖАЕТ КАЧЕСТВО ИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ КАЧЕСТВО совокупность свойств и признаков услуг и труда, обусловливающих их способность удовлетворять потребности и запросы, соответствовать своему назначению и предъявляемым требованиям. Качество определяется мерой соответствия условиям и требованиям стандартов, договоров, запросов потребителей. «Создание педагогически эффективной образовательно-организационной модели»; «Организация развивающей школьной среды»; В рамках конкурсного рейтинга предлагается номинация «Качество организации образовательных возможностей»
Сравнение рейтингов образовательных учреждений по уровню развития их образовательных возможностей и образовательных результатов (учебной успешности)
Фрагмент экспертной таблицы для анализа параметров школьной среды ИНТЕНСИВНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ УРОВЕНЬ ТРЕБОВАНИЙ К УЧАЩИМСЯ К знаниям учащихся предъявляются пониженные требования (обусловлено особенностями контингента учащихся: слабым здоровьем, педагогической запущенностью и т.п.) 0 Требования к знаниям учащихся, как правило, не превышают соответствующих требований госстандарта Ко всем учащимся предъявляются повышенные требования Образовательный процесс по ряду учебных дисциплин ведётся по усиленным программам (например по программам вуза) Требования к некоторым учащимся выходят за рамки госстандарта Другое, вместо предложенного (от 0,1 до 2,5 балла) ОРГАНИЗАЦИЯ АКТИВНОГО ОТДЫХА Выходные дни и каникулы учащиеся, как правило, проводят в семьях, не связаны с образовательным процессом своего учебного заведения В выходные дни для учащихся систематически проводятся рекреационно-образовательные мероприятия (клуб выходного дня, вечера, праздники и т.п.) На осенних, зимних и весенних каникулах большинство учащихся включены в рекреационно-образовательный процесс (предметные семинары, походы, конкурсы, олимпиады, фестивали и т.п.) На период летних каникул для учащихся учебным заведением организуются лагеря, трудовые объединения, туристические походы и т.п. Учебным заведением разработана и реализуется специальная программа организации активного отдыха учащихся (как в выходные дни, так и на период каникул) Другое, вместо предложенного (от 0,1 до 2,5 балла) 1 1,5 2 2, ,5 + 0,7 + 0,8 2,5
МЕТОДИЧЕСКИЕОРГАНИЗАЦИОННО-ПРИКЛАДНЫЕ Наличие методического инструментария, позволяющего проводить конкурсный рейтинг ОУ Наличие программ автоматической обработки экспертных оценок и построения конкурсного рейтинга ОУ Наличие опыта применения организационно-методических механизмов экспертной оценки качества образовательных возможностей Наличие опыта использования статистических процедур для построения конкурсного рейтинга ОУ Сформированное ядро профессионального экспертного сообщества, владеющего технологией оценки образовательных возможностей 50 ОУ МОСКОВСКИЙ СТАНДАРТ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА
ОСНОВНЫЕ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАЗРАБОТАНЫ 1. Методический комплекс для системного мониторинга развития образовательных учреждений. 2. Алгоритм экспертного заключения об уровне личностно развивающих возможностей образовательных учреждений. 3. Проект концепции Московского стандарта качества образования. 4. Методические рекомендации по проведению экспертизы личностно развивающих возможностей образовательных учреждений. 5.Концепция регионального консалтингового центра гуманитарной экспертизы и социального проектирования в сфере образования. 6. Программа дополнительного профессионального образования для подготовки экспертов-консультантов в области системного мониторинга и организационного развития образовательных учреждений. 7. Проект организации регионального экспертного сообщества для сопровождения реализации новых ФГОС и Московского стандарта качества образования в образовательных учреждениях. ПРОВЕДЕНА Городская научно-практическая конференция «ОЦЕНКА КАЧЕСТВА РАБОТЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ: новые требования – новые критерии» (130 участников).
МОДЕЛЬ СИСТЕМНОГО МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА РАБОТЫ ОУ В РАМКАХ «МОСКОВСКОГО СТАНДАРТА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ» 1. МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ВЫПОЛНЕНИЕ НОРМАТИВНЫХ ТРЕБОВАНИЙ ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ ПОМЕЩЕНИЯМИ ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ ОБОРУДОВАНИЕМ ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ КАДРАМИ ТЕКУЩЕЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ ОСОБЕННОСТИ КОНТИНГЕНТА ОБУЧАЮЩИХСЯ КАЧЕСТВО ЖИЗНИ ВЫПУСКНИКОВ 3. МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ СФОРМИРОВАННОСТЬ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ЗДОРОВЬЕ И ОТНОШЕНИЕ К ЗДОРОВЬЮ 2. МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОУ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СИСТЕМА ОУ СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОУ ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОРГАНИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТНО РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ФУНКЦИОНАЛ И ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ ВЗАИМНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ОТНОШЕНИЕ К ОУ РАЗВИТИЕ ДЕТСКО-ВЗРОСЛОГО СООБЩЕСТВА СОЦИО-КУЛЬТУРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ 4. МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА СОЦИАЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБРАЗОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРЬЕРА ВЫПУСКНИКОВ
ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ И ВВЕДЕНИЯ В ПРАКТИКУ МОСКОВСКОГО СТАНДАРТА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЕ ЭКСПЕРТНОГО СООБЩЕСТВА ОБУЧЕНИЕ ЭКСПЕРТНОГО СООБЩЕСТВА ПОДГОТОВКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЭКСПЕРТНОГО СООБЩЕСТВА ДОРАБОТКА ИЗМЕРИТЕЛЕЙ УТВЕРЖДЕНИЕ СТАНДАРТА АПРОБАЦИЯ СТАНДАРТА ВНЕДРЕНИЕ СТАНДАРТА СЕРТИФИКАТ КАЧЕСТВА СТОЛИЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЕРТИФИКАТ КАЧЕСТВА РЕЗУЛЬТАТОВ СЕРТИФИКАТ КАЧЕСТВА ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПУБЛИЧНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ СТАНДАРТА ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПАРАМЕТРОВ СТАНДАРТА КАЧЕСТВА ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СТАНДАРТА ПО КАЖДОМУ ПАРАМЕТРУ СЕРТИФИКАТ КАЧЕСТВА УСЛОВИЙ
ЛАБОРАТОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСК ОГО ИНСТИТУТ А СТОЛИЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСК ОГО ГОРОДСКО ГО ПЕДАГОГИЧЕСК ОГО УНИВЕРСИТЕТ А Проф. Витольд Альбертович Ясвин