§ 9. Источники права Источники права - это официально закрепленные формы внешнего выражения содержания права
Правовой обычай (обычное право) - вошедшее в привычку народа правило поведения, которое санкционировано государством (официально признано) в качестве общеобязательной нормы права. –Например, в морском праве, где для каждого морского порта испокон веков установлены свои обычаи. Судебный прецедент это судебное решение по конкретному юридическому делу, которое служит общеобязательным образцом при рассмотрении аналогичных дел. Нормативно-правовой (или нормативный) акт это выраженный в письменной форме официальный документ, созданный компетентными государственными органами и содержащий нормы права. Нормативный договор - соглашение между сторонами направленное на установление официальных юридических правил –Например, международный договор, коллективный договор между хозяином (предпринимателем) и наемными работниками в лице их профсоюза.
Признаки нормативно-правового акта 1) Они исходят только от государственных органов, специально на то уполномоченных; 2) существует особый порядок их принятия; 3) используется писаная форма и оформление в специальном виде; 4) иерархическая подчиненность, основанная на различной юридической силе отдельных актов; 5) содержание нормативных правовых актов составляют нормы права.
Закон - это нормативный правовой акт, который обладает высшей юридической силой и принимается представительными (законодательными) органами государственной власти в особом порядке, в исключительных случаях законы принимаются путем референдума - всенародного голосования регулирует наиболее значимые отношения.
Конституция РФ - обладает высшей юридической силой в системе всех нормативных актов страны, имеет прямое действие имеют определяющее значение по отношению ко всем остальным источникам (и нормам) действующего в РФ позитивного права. Федеральные законы – текущие (обычные) – кодифицированные
Федеральные конституционные законы регулируют вопросы общественной жизни особой важности. –Это такие законы, принятие которых предусмотрено в самом тексте конституции. –В Российской Конституции они называются федеральными конституционными законами. –В конституциях других государств, например, Испании, Франции, они называются органическими. особенности: –1) обладают более высокой юридической силой по сравнению с обыкновенными законами; –2) принимаются в особом порядке - квалифицированным большинством, т.е. заранее установленным повышенным кворумом при голосовании. В России, например, за федеральный конституционный закон должны проголосовать не менее 2/3 депутатов Государственной Думы и 3/4 членов Совета Федерации от их списочного состава. В то время как для принятия обыкновенного закона достаточно простое большинство голосов в обеих палатах (50% плюс один голос) ; –3) Глава государства не обладает правом вето в отношении конституционных законов, а должен по истечении определенного срока (в России - в течение 14 дней) подписать закон и обнародовать его.
Подзаконные акты (указы, постановления, приказы, инструкции и т. д.) обладают меньшей юридической силой, чем закон (издаются на основании и во исполнение законов) принимают органы исполнительной власти, а также должностные лица – –Президент, –Председатель Правительства, –министры –и другие лица в пределах своей компетенции соотношения между различными подзаконными актами также строятся по принципу иерархии - с учетом их юридической силы: –подзаконные акты нижестоящих государственных органов (или лиц) должны соответствовать актам вышестоящих органов.
Все нормативные правовые акты действуют только на будущее. Однако из этого правила есть исключения. –В некоторых случаях закону может быть придана обратная сила. –То есть его нормы могут быть распространены на отношения, возникшие до принятия нормативного правового акта. Обратная сила закону придается в исключительных случаях. –Во-первых, тогда, когда сам законодатель принимает такое решение. –И, во-вторых, обратная сила придается автоматически уголовным законам, которые устраняют, отменяют наказуемость деяния или смягчают наказание за конкретное деяние по сравнению с предшествующим законом.
Субъекты РФ издают свои нормативно- правовые акты –законы и подзаконные акты; –в республиках свои конституции, –в иных субъектах Федерации - уставы. Статьи 7176 Конституции строго разграничивают порядок и пределы действия общефедеральных нормативно-правовых актов и нормативно-правовых актов субъектов РФ (разграничивают компетенций). –Масштаб действия общефедеральных нормативных актов - вся территория страны. –Масштаб действия нормативных актов субъекта РФ - только территория субъекта Федерации.
Действие нормативно-правового акта во времени Начинается с момента вступления его в силу, а прекращается с момента утраты им юридической силы Нормативно-правовые акты прекращают действие (утрачивают силу) в результате следующих трех обстоятельств: –1) по истечении срока действия, на который был принят акт, –2) в результате прямой отмены –3) в результате косвенной отмены
Действие нормативно-правового акта в пространстве Определяется территорией, на которую распространяются властные полномочия органа, издавшего акт. –На всю территорию России распространяется действие Конституции РФ, общефедеральных нормативно-правовых актов (о чем мы уже говорили). –На территорию субъекта Федерации - действие актов органов государственной власти и управления субъекта Федерации –На строго определенной ограниченной части территории. –Издаются акты, которые действуют на ограниченной территории предприятия, учреждения, организации.
Действие акта по кругу лиц на всех ее граждан, а также иностранцев, лиц без гражданства (апатридов) и лиц с двойным гражданством. только на отдельные категории граждан (например, военнослужащих, пенсионеров и др.) сотрудники дипломатических, консульских и иных зарубежных госучреждений пользуются так называемым дипломатическим иммунитетом