Урок русского языка в 10 гимназическом классе Учитель русского языка Вакалова Светлана Александровна
1. Что такое духовность? Какого человека можно назвать духовным? В чём смысл жизни духовного человека? Над этими серьёзными вопросами размышляет С.Соловейчик. 2. С.Соловейчик задумывается над сложной нравственной проблемой духовности личности.
1. Комментарий (от лат. commentarius заметки, толкование) 1) книжный комментарий (или примечания) пояснения к тексту, часть научно справочного аппарата книги (собрания сочинений, мемуаров, переводного, документального и другого издания). Как правило, пояснения исходят от издателя, а не от автора и включают в себя: сведения о происхождении и истории текста; о месте произведения в истории литературы (философии, культуры, различных гуманитарных и естественных знаний); сведения об упоминаемых в тексте событиях, фактах и лицах (реалии); вскрытие авторских намеков и подтекста (применительно к гуманитарным и, особо, художественным и публицистическим сочинениям); лингвистические и прочие пояснения, необходимые для наилучшего понимания текста современным читателем… А. Л. Гришунин «Большая советская энциклопедия» 2. Комментарий – рассуждение, пояснительные замечания по поводу чего- либо. «Большой толковый словарь русского языка» под ред. Д.Н. Ушакова 3. Комментарий – 1. пояснение; 2. примечания; 3. толкование. З.Е. Александрова «Словарь синонимов русского языка: практический справочник»
Как правило, пояснения исходят от издателя, а не от автора и включают в себя: 1. сведения о происхождении и истории текста; 2. о месте произведения в истории литературы (философии, культуры, различных гуманитарных и естественных знаний); 3. сведения об упоминаемых в тексте событиях, фактах и лицах (реалии); 4. вскрытие авторских намеков и подтекста (применительно к гуманитарным и, особо, художественным и публицистическим сочинениям); 5. лингвистические и прочие пояснения, необходимые для наилучшего понимания текста современным читателем… А. Л. Гришунин «Большая советская энциклопедия»
1) пересказа исходного текста или любой его части; 2) рассуждений по поводу всех проблем текста; 3) общих рассуждений о тексте: тебе нужно прокомментировать одну из проблем; 4) комментариев о действиях героев текста.
(1)Даже самые развитые люди, я заметил, глубоко убеждены в том, что жить духовной жизнью значит ходить в театры, читать книги, спорить о смысле жизни. (2)Но вот в «Пророке»: Духовной жаждою томим, В пустыне мрачной я влачился... (3)Чего же не хватало пушкинскому герою споров, театров и выставок? (4)Что это значит духовная жажда? (5)Духовность не то, что культура поведения или образованность. (6)Огромное количество людей, не имея образования, обладает высочайшей силой духа. (7)Интеллигентность не образованность, а духовность. (8)Отчего самые тонкие ценители искусства бывают порой негодными людьми? (9)Да потому, что само по себе чтение книг, посещение театров и музеев не есть духовная жизнь. (10)Духовная жизнь человека это его собственное стремление к высокому, и тогда книга или театр волнуют его, потому что отвечают его стремлениям. (11)В произведениях искусства духовный человек ищет собеседника, союзника ему искусство нужно для поддержания собственного духа, для укрепления собственной веры в добро, правду, красоту. (12)Когда же дух человека низок, то в театре и кино он лишь развлекается, убивает время, даже если он является ценителем искусства. (13)Точно так же может быть бездуховным и само искусство все признаки таланта налицо, но нет стремления к правде и добру и, значит, нет искусства, потому что искусство всегда духоподъёмно, в этом его назначение.
(1)Даже самые развитые люди, я заметил, глубоко убеждены в том, что жить духовной жизнью значит ходить в театры, читать книги, спорить о смысле жизни. (2)Но вот в «Пророке»: Духовной жаждою томим, В пустыне мрачной я влачился... (3)Чего же не хватало пушкинскому герою споров, театров и выставок? (4)Что это значит духовная жажда? (5)Духовность не то, что культура поведения или образованность. (6)Огромное количество людей, не имея образования, обладает высочайшей силой духа. (7)Интеллигентность не образованность, а духовность. (8)Отчего самые тонкие ценители искусства бывают порой негодными людьми? (9)Да потому, что само по себе чтение книг, посещение театров и музеев не есть духовная жизнь. (10)Духовная жизнь человека это его собственное стремление к высокому, и тогда книга или театр волнуют его, потому что отвечают его стремлениям. (11)В произведениях искусства духовный человек ищет собеседника, союзника ему искусство нужно для поддержания собственного духа, для укрепления собственной веры в добро, правду, красоту. (12)Когда же дух человека низок, то в театре и кино он лишь развлекается, убивает время, даже если он является ценителем искусства. (13)Точно так же может быть бездуховным и само искусство все признаки таланта налицо, но нет стремления к правде и добру и, значит, нет искусства, потому что искусство всегда духоподъёмно, в этом его назначение.
(14)Бывает и обратное: есть добрые, способные любить и надеяться люди, которые не знали в детстве и в юности высших духовных стремлений, не встречались с ними. (15)Такие люди не нарушают моральных законов, но бездуховность их сразу видна. (16)Добрый и работящий человек, но не мучается его душа, не может, не хочет он выйти за круг бытовых забот. (17)Чего жаждет человек, когда у него духовное томление? (18)Обычно желания делят на высокие и низкие, добрые и дурные. (19) Но разделим их по иному принципу: на конечные и бесконечные. (20)Конечные желания могут быть осуществлены к такому-то числу; это желания приобрести, получить, достичь, стать... (21)Но никогда не исполнятся полностью, не исчерпают себя желания бесконечные назовём их стремлениями: «священный сердца жар, к высокому стремленье» (Пушкин). (22)Бесконечно стремление к добру, неутолима жажда правды, ненасытен голод по красоте... (С. Соловейчик)
(14)Бывает и обратное: есть добрые, способные любить и надеяться люди, которые не знали в детстве и в юности высших духовных стремлений, не встречались с ними. (15)Такие люди не нарушают моральных законов, но бездуховность их сразу видна. (16)Добрый и работящий человек, но не мучается его душа, не может, не хочет он выйти за круг бытовых забот. (17)Чего жаждет человек, когда у него духовное томление? (18)Обычно желания делят на высокие и низкие, добрые и дурные. (19) Но разделим их по иному принципу: на конечные и бесконечные. (20)Конечные желания могут быть осуществлены к такому-то числу; это желания приобрести, получить, достичь, стать... (21)Но никогда не исполнятся полностью, не исчерпают себя желания бесконечные назовём их стремлениями: «священный сердца жар, к высокому стремленье» (Пушкин). (22) Бесконечно стремление к добру, неутолима жажда правды, ненасытен голод по красоте... (С. Соловейчик)
Как правило, пояснения исходят от издателя, а не от автора и включают в себя: 1. сведения о происхождении и истории текста; 2. о месте произведения в истории литературы (философии, культуры, различных гуманитарных и естественных знаний); 3. сведения об упоминаемых в тексте событиях, фактах и лицах (реалии); 4. вскрытие авторских намеков и подтекста (применительно к гуманитарным и, особо, художественным и публицистическим сочинениям); 5. лингвистические и прочие пояснения, необходимые для наилучшего понимания текста современным читателем… А. Л. Гришунин «Большая советская энциклопедия»
На какие факты, детали, события опирается автор, размышляя над проблемой? Какие эмоции автора выражены в тексте? Какие средства выразительности помогают выявить авторское отношение к проблеме?
Текст Ф. Кривина заставил меня задуматься над сложной проблемой приоритетов: духовное или материальное. Что мы ценим в жизни больше: достаток или наполненную духовную жизнь? Такова проблема, которая привлекла внимание автора. В чём заключается счастье человека: в духовном или материальном богатстве? Этой важной философской проблеме посвящён текст Ф. Кривина. Что может принести человеку счастье? Богатство? Власть? Что для меня будет самым важным в жизни? Именно этой проблеме посвящает своё произведение Ф.Кривин.
Как, на каком материале автор раскрывает проблему? На какие факты, детали, события автор обращает внимание? Почему они волнуют писателя? Как выражено отношение автора к изображаемому? Какие средства выразительности помогают выявить авторское отношение к проблеме?
Волк на елке (1)В новогоднюю ночь старый волк особенно остро почувствовал своё одиночество. (2)Увязая в снегу, продираясь сквозь цепкие ёлки, он брёл по лесу и размышлял о жизни. (3)Да, ему никогда не везло. (4)Самые лучшие куски у него выхватывали из-под носа другие. (5)Волчица – и та оставила его, потому что он мало приносил зайцев. (6)Эти зайцы, сколько из-за них неприятностей! (7)У кого их много – перед теми все на задних лапах стоят, а у кого мало… (8)Да, в волчьем мире зайцы решают всё. (9)Ёлки, ёлки… (10)«Ёлки-палки, - думал волк, - когда же это всё кончится? (11)Никуда не денешься от этих ёлок, хоть из лесу беги!» (12)И вдруг… (13)Волк присел на хвост, потёр глаза: неужели правда? (14)Под ёлкой сидит самый настоящий, самый живой заяц. (15)Он сидит, задрав голову, и смотрит куда-то вверх, и глаза его горят так, словно ему там невесть что показывают. (16)«Интересно, что он там увидел? – подумал Волк. – (17)Дай-ка и я погляжу». (18)И он поднял глаза на ёлку.
(19)Сколько ёлок видел он на своём веку, но такой ему видеть не приходилось. (20)Она вся искрилась снежинками, переливалась лунным светом, и казалось, что её специально убрали к празднику, хотя на ней не было ни одной ёлочной игрушки. (21)- Ёлки-палки! – сказал Волк и замер с открытым ртом. (22)Бывает же на свете такое чудо! (23)Посмотришь на него – и чувствуешь, как у тебя внутри что-то переворачивается – не в желудке, нет, а повыше. (24)И уже ничего не хочется – только сидеть и смотреть. (25)Так и сидели они рядышком – Заяц и Волк – под новогодней ёлкой, и смотрели на неё, и внутри у них что-то переворачивалось. (26)Заяц впервые подумал, что есть на свете кое-что посильнее волков, а Волк подумал, что ведь не в зайцах счастье… Ф. Кривин
Прочитайте сборник Сениной «Пишем сочинение» 2 главу, сделайте закладки. Поработайте с речевыми клише и отделите клише для текстов художественного стиля и публицистического стиля, не забудьте, что среди них есть клише для концептуального комментария. Напишите комментарий к тексту «Волк на ёлке».
Желаю успехов!